!!!ВАЖНО!!! Используйте поиск по странице (ctrl+F) для нахождения нужного материала

«ОТДЕЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С ПТСР»

ОГЛАВЛЕНИЕ

Цель: изучение различных направлений психологической работы с ПТСР, особенностей вмешательства и специфики возможных реакций психотерапевта на работу с проблематикой ПТСР.

План:
• БОС-технологии;
• методы ослабления влияния травматического инцидент;
• профилактика возникновения ПТСР-дебрифинг.

Терапия на основе биологической обратной связи (БОС-технологии)

Для работы с последствиями травматического стресса можно использовать различные технологии, в том числе биомедицинские. Например, БОС-технологии для тренинга стрессоустойчивости.
БОС-терапия (терапия на основе биологической обратной связи) — это приемы релаксации, которые снимают внутреннее напряжение и уменьшают мышечную зажатость. Пациент учится управлять дыханием, пульсом, давлением. Эти техники он может использовать в неблагоприятный момент, чтобы вернуть контроль над своим состоянием.
Например, для начала клиент упражняется в одном или нескольких методах релаксации. К ним относят применение биологической обратной связи по показателям кожно- гальванической реакции, электромиограммы, частоты сердечных сокращений; чтобы облегчить расслабление, используют белый шум, звуки природы, релаксационную музыку. Далее происходит построение иерархии иррациональных убеждений, которые вызывают тревогу. Убеждения располагаются по силе вызываемого страха или по приверженности клиента этим мыслям. Далее клиента просят представить наименее тревожащую мысль из иерархии. Когда представление становится отчетливым, начинается глубокое мышечное расслабление до тех пор, пока напряжение клиента не вернется к нулевому уровню, т. е. когда мысль больше не вызывает тревоги. После этого происходит переход к следующему пункту списка. Движение по иерархии страхов клиента происходит до тех пор, пока его тревога относительно всех ее компонентов не сойдет на ноль. Подобным образом проводится работа при наличии флешбеков у клиента.
Среди менее специализированных техник используются различные методы ослабления влияния травматического инцидента, например, визуально-кинестетическая диссоциация; ослабление травматического инцидента.
Визуально-кинестетическая диссоциация применяется при острых реактивных состояниях. Цель её — убрать из переживаний их первоначальную эмоциональную насыщенность, переводя негативные воспоминания в эйдетических образах (ассоциированное восприятие) в воспоминания в конструированных образах (диссоциированное восприятие). Ведь известно, что приятные события обычно запоминаются (и воспроизводятся) человеком в эйдетических образах, отрицательные — в конструированных. Это одна из защитных реакций организма.

Техника трёхступенчатой визуально-кинестетической диссоциации:

Установить «якорь» клиенту на уютном спокойном месте. Далее во всех модальностях (аудиальной, визуальной и кинестетической) клиенту необходимо представить кинотеатр После необходимо представить, что на экране показывают события травматического инцидента. Это место расположения первой позиции восприятия.
Следующий шаг — клиенту необходимо представить себя сидящим в кинозале и смотрящим этот фильм. Это место второй позиции восприятия.
Далее — необходимо переместиться в проекционную будку (помещение киномеханика), откуда клиент может наблюдать за собой, сидящим в зале и смотрящим на экран, и за тем, что происходит на экране. Это третья позиция восприятия.
Затем необходимо превратить фильм на экране в чёрно-белый фильм и просмотреть его до конца.
Нужно остановить фильм, как слайд, прокрутить фильм назад. Всё будет происходить наоборот -как при перемотке фильма.

Техника ослабления травматического инцидента

Техника ослабления травматического инцидента похожа на тройную диссоциацию. Клиент представляет, что смотрит травматический инцидент как фильм на видео. Это похоже на повторный просмотр фильма, когда деталей всё больше, а эмоций — меньше. При этом терапевт управляет визуализацией, задавая направление просмотра и задавая уточняющие вопросы.
1 шаг. Описание фильма — когда, где, как долго это длилось?
2 шаг. Возврат к началу. Повторный просмотр. Что клиент представляет, видит, чувствует — краткое описание.
3 шаг. Просмотр фильма до конца. Краткое описание чувств.
4 шаг. Повторить несколько раз просмотр фильма до конца.
5 шаг. Описание состояния клиента.

Методы ослабления влияния травматического инцидента

События, которые вызывают ПТСР не могут быть предсказаны и предотвращены. Ранняя психологическая помощь способствует частому самоизлечению от посттравматического стрессового расстройства в более поздних периодах. Такая помощь должна оказываться всем, не зависимо от того, как пострадавший перенес катастрофу, так как тяжесть посттравматического стрессового расстройства не зависит от первичной реакции. Существуют некоторые методы, которые могли бы предотвратить развитие ПТСР после травматического события. Так может помочь смягчить реакцию на травму создание сети социальной поддержки.

Профилактика возникновения ПТСР-дебрифинг

Помимо терапевтических и социально-психологических методов в работе с последствиями травматического инцидента важна профилактика ПТСР. Методами профилактики отсроченных последствий травматического стресса являются так же работа с острыми стрессовыми реакциями; владение навыками саморегуляции и их использование; отработка тревоги, страха, беспомощности и агрессии.
Специфическим методом работы, представляющим собой профилактику ПТСР, является психологический дебрифинг.
Психологический дебрифинг представляет собой организованную и четко структурированную работу в группе людей, совместно переживших одну и ту же травматическую ситуацию.
Целью психологического дебрифинга является минимизация отрицательных психологических последствий и предупреждение развития симптомов ПТСР, что достигается путем:
-проработки впечатлений и эмоций всех участников;
-уменьшения тревоги и напряжения каждого, за счет проговаривания собственных чувств;
-возможности обмена впечатлениями участников;
-осознанной организации опыта;
-мобилизации ресурсов для социальной поддержки;
-усиления групповой солидарности и сплоченности;
-подготовки участников к адекватному восприятию своего последующего состояния и возможности обращения за психологической помощью.
Считается, что проводить психологический дебрифинг необходимо не ранее чем через 48 часов после события, так как к этому моменту завершится период острых реакций, и участники событий будут в состоянии, в котором возвращается способность к рефлексии и самоанализу. Возможно проведение дебрифинга и в значительно более поздние сроки: от нескольких дней до нескольких недель после события. Считается, что эффективность в этом случае будет ниже. Условия проведения психологического дебрифинга:
— удобное изолированное помещение;
— отключенные мобильные телефоны;
— участники располагаются вокруг стола (считается, что это лучше, чем традиционная модель групповой терапии, когда стулья расположены по кругу с пустым пространством посередине);
— оптимальное количество участников в группе от 10 до 15 человек;
— проводится дебрифинг под руководством двух подготовленных специалистов;
— не допускается присутствие посторонних лиц, не имеющих непосредственного отношения к событию (кроме ведущих);
— длительность проведения дебрифинга четко обозначается вначале и составляет 2 — 2,5 часа без перерыва.

Психологический дебрифинг состоит из трех частей и семи фаз:
Первая часть направлена на проработку основных чувств и измерение интенсивности стресса и включает: вводную фазу, фазу фактов, фазу мыслей, фазу реагирования.
Часть вторая заключается в детальном обсуждении симптомов и обеспечение чувства спокойствия и поддержки и состоит из фазы симптомов и подготовительной фазы.
Часть третья направлена на мобилизацию ресурсов, обеспечение информацией и формирование планов на будущее и заключается в фазе реадаптации.
1 фаза — вводная: представление ведущего, объяснение целей и задач, обсуждение правил группового процесса.
Правила дебрифинга:
1. Участники группового обсуждения говорят только тогда, когда пожелают это делать. Никто не может принуждать их говорить, если они не хотят;
2. Соблюдение конфиденциальности: все, что будет сказано, не выйдет за рамки этого круга общения;
3. Процедура психологического дебрифинга не предполагает оценок, критики и приговоров;
4. Участников предупреждают, что они могут почувствовать себя несколько хуже во время группового обсуждения (во время сессии), но это нормальное явление, которое обычно происходит из-за прикосновения к болезненным проблемам;
5. У частник может тихо выйти, если необходимо, но он должен вернуться. Однако ведущего следует предупредить о своем состоянии, если уходящий находится в дистрессе, ему необходимо сопровождение;
6. Участники могут обсуждать проблемы, выходящие за рамки заданной темы, задавать любые вопросы.
2 фаза — фаза фактов, задачей которой является воспоминания травматической ситуации. Каждый участник рассказывает о том, что происходило с ним в момент события, где он находился и что делал, благодаря чему восстанавливается картина событий. Это одна из главных задач дебрифинга — дать участникам возможность более объективно увидеть ситуацию, что блокирует фантазии, подогревающие тревогу.
3 фаза — фаза мыслей, которая фокусируется на процессах принятия решения и мышления. В этой фазе необходимо проговорить о мыслях и впечатлениях участников, которые у них были на месте события.
4 фаза — фаза переживаний — обычно одна из самых длительных. В процессе проведения этой фазы исследуются чувства. Для того, чтобы она проходила успешно, ведущему необходимо помогать людям рассказывать о своих переживаниях, нередко даже болезненных. Это снизит деструктивный характер выраженных чувств.
5 фаза — фаза симптомов, в которой участники описывают симптомы (эмоциональные, когнитивные и физические), которые они пережили на месте действия, когда инцидент завершился, когда они возвратились домой, в течение последующих дней и в настоящее время.
6 фаза — фаза завершения — заключается в обобщении ведущим того, что было сказано участниками. На этом этапе участники делятся друг с другом каким образом и какими методами они самостоятельно справляются с негативными состояниями.
7 фаза — фаза реадаптации — образно называется «фазой закрытия прошлого и рождения нового», задачей которой является установление связи между прошлым и будущим, нахождение позитивного опыта в травматической ситуации.
Дебрифинг заканчивается информацией о том, куда можно обратиться в случае ухудшения состояния.
Необходимо помнить о том, что в случае, если погиб кто-то из состава именно этого подразделения при выполнении служебных обязанностей, вопрос о целесообразности проведения психологического дебрифинга должен рассматриваться особо тщательно.
В ряде случаев, дебрифинг может провести подготовленный и авторитетный специалист не психолог, не участвующий в ситуации. Это конечно не будет психологическим дебрифингом, а, скорее, будет относиться к «разбору полетов». Но, проводя подобные мероприятия, ведущий должен помнить о правилах и принципах психологического дебрифинга, ведь подобные проговаривания, а иногда и выговаривания, с возможностью выплеска эмоций, способствуют минимизации нежелательных психологических последствий в будущем, что и может послужить профилактике развития ПТСР.
Работа с травматизированными клиентами требует большого эмоционального вклада от терапевта, вплоть до развития у него подобного расстройства — вторичного ПТСР или вторичной травмы, поэтому заслуживающий упоминания аспект терапевтической работы с клиентами, страдающими ПТСР, — это психологические трудности, которые испытывает сам психотерапевт в процессе своей работы. Прежде всего, он должен быть интеллектуально и эмоционально готовым к столкновению со злом и трагичностью мира. Можно выделить две основные стратегии поведения психотерапевтов избегание (обесценивание) и сверхидентификация.
Первая крайняя реакция со стороны терапевта — избегание или обесценивание: «Нет, такого клиента я не вынесу!» Собственные чувства терапевта (страх, отвращение) нарушают его способность воспринимать рассказ клиента; возможно возникновение недоверия к отдельным деталям. Терапевт сидит с отсутствующим выражением лица, демонстрируя нежелание или неспособность воспринять рассказ о травме, поверить и переработать его. Подобная установка ведет к тому, что терапевт не задает никаких вопросов относительно деталей и конкретных переживаний, как бы дистанцируясь от проблем клиента. Подобное защитное поведение является фундаментальной ошибкой в терапии травматизированных клиентов. Нежелание терапевта касаться отталкивающих (с точки зрения общепринятой морали) биографических фактов жизни клиента все более отдаляет их друг от друга, тем самым усиливая «заговор молчания», что в итоге может привести к развитию хронической формы ПТСР.
Сверхидентификация — другая крайняя позиция терапевта, связанная с фантазиями спасения или мести и обусловленная «избытком» эмпатии. В результате этой чрезмерной эмпатии терапевт может выйти за рамки профессионального общения. Принимая на себя роль товарища по несчастью или по борьбе, он существенно ограничивает возможность предложить клиенту коррективный эмоциональный опыт. Опасность такой позиции состоит в том, что любое развенчание иллюзий, неизбежное в терапии, может оказать разрушительное влияние на терапевтические отношения.
Реакции неуверенности у терапевта обусловлены его смущением или опасением усилить травматизацию, боязнью вызвать декомпенсацию у клиента при расспросе о содержании и деталях пережитой травмы. При сексуальных травмах подобная реакция терапевта объясняется его стыдливостью поэтому когда клиент сообщает, что ему трудно говорить на эту тему, терапевт склонен пойти у него на поводу. Рассказ клиента о травме может вызвать у терапевта нарушения контроля: он не в состоянии собраться с мыслями, от услышанного у него выступают слезы на глазах. У клиента появляются сомнения в действиях терапевта, поскольку последний не способен вынести его рассказа. Однако большинство клиентов могут выдержать кратковременный прорыв чувств терапевта при условии, что затем он снова возвращается к своей профессиональной роли. Таким образом, слишком сильная эмоциональная реакция терапевта так же вредна, как и слишком слабая.

Общими принципы психокоррекции ПТСР являются:

1. Немедленное начало лечения после психотравмы, в целях профилактики и предотвращения развития хронической формы ПТСР. Проработка произошедшего травматического события.
2. Комплексное лечение для снятия острых симптомов. Гигиенические меры: правильное питание, отказ от злоупотребления алкоголем и употребления наркотиков, создание сети самопомощи, работа с социальным окружением пострадавшего.
3. Принцип нормализации. Коррекция наиболее часто встречающихся ошибочных представлений относительно стрессовой реакции, предоставление клиенту информации об общей природе стрессовой реакции. Основной акцент делается
на том, что переживание экстраординарных чувств нормальная реакция на ненормальные обстоятельства.
4. Групповая работа, в ходе которой лучше всего можно показать, что реактивные симптомы — «это нормальная реакция на ненормальные условия».
5. Приведение человека к самостоятельному осознанию проявлений стрессовой реакции и характерных симптомов ПТСР, развитие у него способности к самоанализу, для идентификации характерных для него стрессоров.
6. Формирование у человека активной позиции в терапевтической ситуации, обучение его методам релаксации и саморегуляции.
ПТСР — это синдром, который появляется по разным причинам, и эти причины обусловлены природой происшедшего события, характеристиками травмированной личности и качеством окружения, влияющего на процесс выздоровления. Важно понимать, что, несмотря на свою болезненность, симптомы могут вносить позитивные изменения в область социальных ролей индивида. Важно помнить, что многие люди имеют положительную адаптацию к травме, используя опыт ее переживания как источник мотивации.

Скорая помощь в обучении

Поделиться: