Цель: изучение горевания как научно-психологического феномена, разделение горевания по специфике переживания на нормальные и патологические реакции, определение особенностей детского переживания горя.
План:
• модели и фазы горя;
• задачи работы горя;
• процессуальность горевания;
• особенности переживания утраты детьми;
• благоприятное переживание горя и патологические реакции горя у детей.
Под утратой понимается безвозвратная потеря значимого для человека объекта (дома, работы, семьи, домашнего животного, социального статуса, и, как крайний вариант, близкого человека).
Нормальное (не патологическое) течение горя — процесс поэтапный. Продолжительность и интенсивность горевания в целом, а также его стадий (о которых речь пойдет ниже), весьма индивидуальны и зависят от многих внешних и внутренних причин.
Начальная фаза горя — шок и оцепенение. «Не может быть!» — такова первая реакция на весть о смерти близкого человека. Характерное состояние может длиться от нескольких секунд до нескольких недель, в среднем оно продолжается девять дней. Наиболее заметная черта этого состояния — оцепенение.
В продолжение этой фазы человек выглядит, в общем, как всегда, ведет себя, как обычно, выполняет свои обязанности — учится, работает, помогает по хозяйству. Это дает основание для окружающих восхищаться его «мужеством» и «силой воли». Как это ни странно, человек чувствует себя вполне хорошо. Он не испытывает страданий, снижается чувствительность к боли, и даже «проходят» беспокоившие его прежде заболевания. Такая бесчувственность может расценивается окружающими как недостаточность любви к умершему и эгоизм. От горюющего человека требуется бурное выражение эмоций, если же он не плачет, его упрекают и винят. Между тем, именно такое «бесчувствие» свидетельствует о тяжести и глубине переживаний. И чем дольше длится этот «светлый» промежуток, тем более продолжительными и тяжелыми будут последствия.
Конечно, если внимательно присмотреться к человеку, то можно заметить некоторые внешние проявления состояния шока. Так, движения его несколько механические (как у робота), лицо амимичное, неподвижное, речь невыразительная, мало интонированная. Двигается и говорит он несколько замедленно, немного запаздывает с реакцией: когда к нему обращаются, отвечает не сразу, а чуть помедлив. Сильных чувств не проявляет вовсе, временами может улыбаться.
Для этой фазы характерна также утрата аппетита, периодически возникающая мышечная слабость, малоподвижность, которая иногда сменяется минутами суетливой активности.
В сознании человека появляется ощущение нереальности происходящего, возникает душевное онемение, оглушенность. Наблюдаются так называемые явления дереализации (нарушение восприятия, окружающий мир воспринимается как нереальный или отдаленный, лишенный своих красок, нарушения памяти). Дереализация часто сопровождается состояниями «уже виденного». Возможны также явления деперсонализации — это состояние, сопровождающееся изменением или потерей чувства собственного «Я». Пострадавшим кажется, что события их жизни происходят с кем-то другим, что они как бы «просматривают» свою жизнь в кинотеатре. Восприятие внешней реальности притупляется, и тогда в последующем нередко возникают пробелы в воспоминаниях этого периода.
Эти явления можно объяснить следующим образом. Шок оставляет человека в том времени, когда умерший был еще жив. Настоящее сопровождается ощущениями, что «это происходит не со мной», «как будто это происходит в кино». Несмотря на обманчивое внешнее благополучие, объективно человек находится в довольно тяжелом состоянии. И одна из опасностей состоит в том, что в любую минуту оно может смениться острым реактивным состоянием, характеризующимся расторможенностью, агрессией. Также велик риск суицидальных реакций. Поэтому, несмотря на внешнее благополучие, людям на этой стадии необходима постоянная психологическая поддержка. На стадии шока и оцепенения человека ни в коем случае нельзя оставлять одного, при этом можно даже не разговаривать с ним, просто молча быть рядом. После того, как вы закончили свою работу, не оставляйте пострадавшего одного, убедитесь, что он находится со своими родственниками или близкими людьми. Возможно применение тактильных контактов. Например, поглаживания по спине или по голове, способны вызвать у человека чувство жалости к себе и поможет ему заплакать.
Фаза страдания и дезорганизации продолжается 6-7 недель. В это время человеку бывает трудно удержать свое внимание на внешнем мире. Сохраняются и могут усиливаться различные телесные реакции: затрудненное укороченное дыхание, мышечная слабость, астения, утрата энергии, ощущение тяжести любого действия, чувство пустоты в желудке, стеснение в груди, ком в горле, повышенная чувствительность к запахам, снижение или чрезвычайное усиление аппетита, сексуальные дисфункции, нарушение сна.
Это период наибольших страданий, острой душевной боли. Появляется множество тяжелых и пугающих мыслей и чувств: ощущение пустоты и бессмысленности существования, отчаяние, чувство одиночества, беспомощности, вины, злость, тревога, страх. Типична необыкновенная поглощенность образом умершего и его идеализация, подчеркивание необычайных достоинств, избегание воспоминаний о его плохих чертах и поступках — это особенно характерно для конца фазы. Горе накладывает отпечаток и на отношения с окружающими. Здесь может наблюдаться утрата теплоты, раздражительность, желание уединиться. Изменяется повседневная деятельность. Человеку трудно сконцентрироваться на том, что он делает, трудно довести дело до конца, а сложноорганизованная деятельность может на время стать и вовсе недоступной. Иногда горюющий неосознанно отождествляет себя с умершим, что проявляется в невольном подражании его походке, жестам, мимике. Основным переживанием выступает чувство вины. Возникают так называемые патогенные цепочки, когда человек, вспоминая событие, усматривает различные намеки, которые якобы были ему даны: «Раз я знал, я мог предотвратить событие». Очень характерны для данной фазы сильные нарушения памяти на текущие события. Человек, переживающий горе, сильно меняется внешне: лицо становится очень выразительным, на нем застывает маска страдания. Меняется походка, человек горбится. Появляется масса проблем со здоровьем, все время что-то болит. Появляется эмоциональная лабильность. В этот период работа по переживанию горя становится ведущей деятельностью. Если в продолжение первой фазы следует постоянно быть вместе с горюющим, то здесь можно и нужно дать человеку побыть одному, если он этого хочет. Необходимо всегда быть готовым к тому, что у горюющего появится потребность выговориться, в таком случае нужно быть в его распоряжении: выслушать его и поддержать. На этой фазе горюющий может быть очень раздражительным. Если человек плачет, вовсе не обязательно его утешать, слезы дают возможность сильнейшей эмоциональной разрядки. Не давая возможности человеку выплакаться или как-то иначе «выплеснуть» свои эмоции, мы не даем человеку возможности отреагировать горе. В конце фазы можно приобщать человека к общественно полезной деятельности: отправить в школу или на работу, начать загружать домашними делами. Это дает ему возможность отвлечься от основных переживаний. Естественно, режим должен быть щадящим, так как человек все еще ослаблен.
Переживание второй фазы является критическим в отношении дальнейшей динамики состояния горюющего. Порой эта фаза приобретает особое значение и для всего жизненного пути человека: от того, как будет преодолена фаза острого горя, зависит вся стратегия дальнейшей жизни.
Выделяют следующие симптомы, которые считаются нормальными для периода острого горя:
1. Физическое страдание: постоянные вздохи, жалобы на потерю сил и истощение, отсутствие аппетита.
2. Изменение сознания: легкое чувство нереальности, ощущение увеличения эмоциональной дистанции, отделяющей горюющего от других людей, поглощенность образом умершего.
3. Враждебные реакции: утрата теплоты в отношениях с другими людьми, раздражение и злость в их адрес, желание, чтобы они не беспокоили.
4. Утрата моделей поведения (неспособность начинать и поддерживать организованную деятельность, отсутствие интереса к любимым занятиям, нежелание чем-то заниматься и т.п.): торопливость, непоседливость, бесцельные движения, постоянные поиски какого-либо занятия и неспособность организовать его, потеря интереса к чему бы то ни было.
5. Появление у горюющего черт умершего, особенно симптомов его последнего заболевания или манеры поведения — этот симптом находится уже на границе патологического реагирования.
Эта фаза наступает после завершения периода острого горя и продолжается примерно год. На этом этапе жизнь входит в свою колею, восстанавливается сон, аппетит, повседневная деятельность, умерший перестает быть главным сосредоточием жизни. Переживание горя теперь не ведущая деятельность, оно протекает в виде редких отдельных приступов. Такие остаточные приступы горя могут быть столь же острыми, как и в предыдущей фазе, а на фоне нормального существования субъективно воспринимаются как еще более острые. Поводом для них чаще всего служат какие-то даты, традиционные события («Новый Год впервые без него») или события повседневной жизни («обидели, некому пожаловаться», «на его имя пришло письмо»). За один год происходят практически все обычные жизненные события и в дальнейшем начинают повторяться. Годовщина смерти является последней в этом ряду.
За этот период утрата постепенно входит в жизнь. Человеку приходится решать множество новых задач. Постепенно появляется все больше воспоминаний, освобожденных от боли, чувства вины, обиды. На этой фазе человек как бы получает возможность отвлечься от прошлого и обращается к будущему — начинает планировать свою жизнь без умершего.
Поэтому основная помощь на данном этапе состоит в том, чтобы способствовать этому обращению к будущему, помогать строить всевозможные планы. Описываемое нормальное переживание горя приблизительно через год вступает в свою последнюю фазу.
Последняя фаза горевания — фаза принятия смерти. Длительность ее от года до двух лет. Смысл и задача «работы горя» в этой фазе состоят в том, чтобы человек простил себя, отпустил обиду, принял ответственность за свою жизнь, а образ умершего занял в его жизни свое постоянное место, — то есть происходит возвращение человеку самого себя. Вспоминая об умершем, человек переживает уже не горе, а печаль — совершенно другое чувство. И эта печаль уже навсегда останется в сердце человека, потерявшего близкого.
Важный момент, о котором нельзя забывать, общаясь с человеком, переживающим утрату, это культуральные особенности переживания горя. Это становится важным еще и потому, что на территории Российской Федерации проживает около 170 этносов. Хотя внутреннее содержание процессов работы горя не зависит от культуры, однако их внешние проявления могут разниться. Так, например, в восточной культуре принято ярко выражать свои эмоции по поводу трагических событий, а на западе в большинстве случаев можно увидеть «молчаливое горе».
Альтернативный взгляд на фазы горевания предлагает модель горя, предлагаемую доктором J. Garlock:
1. Шок и отрицание;
2. Эмоциональное высвобождение;
3. Депрессия и физический дистресс;
4. Паника и вина;
5. Гнев и враждебность;
6. Возобновление надежды и перестройка;
7. Разрешение: восстановление чувства контроля над своей жизнью.
Тяжесть и глубина переживаний зависит от многих факторов, и проявления процесса горевания могут быть разными. Это зависит от личности горюющего, от взаимоотношений с утраченным объектом, от особенностей утраты, но неизменным остается одно: при любой утрате человеку придется пройти все стадии горевания, пережить боль утраты и решить все задачи, предъявляемые миром, в котором уже нет утраченного объекта. Весь процесс переживания утраты называется работой горя. В процессе этой работы горюющий должен решить следующие задачи:
• признать факт и обстоятельства потери;
• пережить боль потери, пережить все сложные чувства, которые сопутствуют утрате;
• наладить взаимоотношения с тем окружением, в котором произошла утрата;
• выстроить новое отношение к объекту утраты и продолжать жить.
Решение последней задачи не предполагает ни забвения, ни отсутствия эмоций, а только их перестройку.
С. Saindon в памятке, составленной для горюющих, подробно описывает процессуальность переживаний, характерных для потерпевших утрату людей, подчеркивая, что они являются нормальными реакциями горя. Они выстроены в линию. примерно отражающую процесс горевания:
• Неверие: ожидание, что в любой момент проснешься от этого кошмара; неспособность плакать из-за неспособности поверить в случившееся.
• Шок: человек ошеломлен, пребывает в оцепенении; эмоции «заморожены».
• Плач: глубокие эмоции неожиданно прорываются, ища выхода в громком рыдании и крике.
• Физические симптомы: изменение сна и питания в меньшую или большую сторону, физические боли или слабость.
• Отрицание: зная о факте смерти, человек тем не менее ожидает, что его любимый позвонит или войдет в дверь.
• «Почему»: горюющий многократно задает сам себе вопрос: «Почему он должен был умереть?»
• Повторение: снова и снова человек рассказывает ту же историю, думает об одном и том же — это помогает постичь болезненную реальность.
• Самоконтроль: человек контролирует эмоции для выполнения своих обязанностей, и чтобы отдохнуть от боли.
• Реальность: полное осознание случившегося, в результате чего человек чувствует, что ему становится хуже.
• Замешательство: неспособность думать, забывание мысли на середине фразы, дезорганизация и нетерпеливость.
• Идеализация: умерший помнится только с хороших сторон. Бывает сложно принять проблемные стороны совместной жизни.
• Идентификация: копирование стиля одежды умершего, его интересов, привычек, ношение его особенной вещи.
• Зависть: благополучие окружающих в их отношениях с близкими заставляет острее чувствовать потерю. Могут приходить мысли, что они не заслужили их счастливой судьбы.
• Фрустрация: человек не может найти себе нового применения, чувствует себя неспособным справиться с горем «правильно».
• Горечь: преходящее чувство обиды и ненависти, особенно в адрес тех, кто каким-либо образом виновен в случившемся.
• Вина: человек винит себя за то, что случилось или не случилось во взаимоотношениях с усопшим.
• Ожидание: борьба завершена, но живость еще не вернулась. Человек находится в неопределенности, в переходном состоянии, чувствует себя истощенным и неуверенным, жизнь кажется ему скучной.
• Надежда: человек верит, что ему будет лучше. Иногда он способен работать эффективно, получать удовольствие от деятельности и действительно любить других.
• Скучание: умершего любимого всегда будет не хватать. Особенные дни, места и виды деятельности могут возвращать интенсивную боль.
• Обязательство: человек понимает, что прошлого не вернуть, и решает начать строить для себя новую жизнь.
• Поиск: проявление инициативы по возобновлению прежних видов деятельности и общения со старыми друзьями, а также исследование новых сфер активности.
• Удержание: временами горе, ставшее привычным, удерживается. Умерший отпускается, но постепенно.
• Умиротворение: человек может вспоминать о близком с чувством покоя в душе, ощущает себя способным принять его смерть и смотреть в будущее.
• Жизнь раскрывается: возвращается способность радоваться текущим событиям. Жизнь снова имеет смысл.
У детей другие представления о жизни и смерти, чем у взрослых. Считается, что у детей до 2-х лет вообще нет никакого представления о смерти. Между 2-мя и 6-тью годами у них развивается представление о том, что умирают не навсегда (смерть как отъезд, сон, временное явление). В ранние школьные годы дети относятся к смерти как к чему-то внешнему: они персонифицируют ее либо с определенным лицом (например, приведением), либо идентифицируют с покойником. Часто дети в этом возрасте (5-7 лет) считают собственную смерть маловероятной; эта мысль приходит к ним позже, примерно к 8 годам. Для детей между 6-10 годами смерть становится более реальной и окончательной. И если в начале этого возрастного этапа они думают, что разум, умение и ловкость позволят им ее избежать (так как она может быть персонифицирована), то к 10 годам они понимают, что смерть — часть общих интересов и принципов, которые управляют миром. К подростковому возрасту, дети уже разделяют концепцию взрослых о смерти, и собственная смертность становится для них очевидной, однако они в большей степени, чем взрослые, склонны верить в бессмертие души (см. Рис. 1). Дети, узнав о смерти родителя или близкого родственника, проходят через те же стадии. Однако период острого горя у них обычно короче, чем у взрослых.
Рис. 1. Особенности переживания утраты детьми.
Среди особенностей поведения детей, переживших потерю родителя, можно выделить следующие: ребенок плачет, надеется на возвращение родителя, иногда начинает его искать, иногда описывает яркое ощущение его присутствия, иногда злится из-за утраты и винит окружающих, иногда обвиняет умершего родителя или боится потерять выжившего. Обычно родители стараются скрывать от детей свои чувства по поводу утраты. Это объясняется не столько тем, что родители не хотят расстраивать детей, сколько их собственным страхом перед интенсивностью детских эмоций.
Однако скрытие факта смерти родителя или запрет на выражение чувств не несет в себе ничего, кроме патологических реакций, среди которых можно выделить:
• энурез, заикание, сонливость или бессонница, откусывание ногтей, анорексия (отсутствие аппетита), галлюцинации;
• длительное неуправляемое поведение;
• острая чувствительность к разлуке;
• полное отсутствие каких-либо проявлений чувств;
• отсроченное переживание горя (актуализированное, например, каким-либо психотравмирующим или кризисным событием);
• депрессия (у подростков — это гнев, загнанный внутрь).
Детям легче перенести печаль и горе членов семьи, чем
молчание или неправду, поэтому ребенок должен быть включен в переживания всей семьи, и его эмоции ни в коем случае не должны быть игнорированы. В период горевания, особенно острого горя, ребенок должен чувствовать, «что его по-прежнему любят, и что он не будет отвергнут». В это время ему нужна поддержка и забота со стороны взрослых, их понимание, доверие, а также доступность контакта, чтобы в любое время ребенок мог поговорить о том, что его волнует или просто посидеть рядом и помолчать. Для ребенка важно выразить свои переживания — будь то желание поплакать или отреагировать свой гнев, рассказать грустную или смешную историю об умершем, посмотреть вместе фотоальбом с его фотографиями, сделать ему подарок, нарисовать свои чувства или подержаться в тишине за руки.
Благоприятными для детей условиями проживания горя являются следующие:
• хорошие отношения с родителем до его смерти;
• получение адекватной информации, откровенных ответов на вопросы ребенка;
• участие в процессе оплакивания вместе со всей семьей;
• хорошие отношения с оставшимся в живых родителем и уверенность в нерушимости этих отношений.
Своевременная помощь горюющему может помочь ему пережить эту потерю с минимальными негативными последствиями.
Поделиться:
Напишите нам:
Поиск по сайту: