1. Лексика как раздел языкознания
1.1. Омонимы: виды и особенности употребления
1.1.1. Неточности в употреблении омонимов
1.1.2. Омонимы и их значения
1.1.3. Омофоны, омографы, омоформы
1.1.4. Омонимы
1.1.5. Омонимия
1.1.6. Значения омонимов
1.1.7. Виды омонимии
1.1.8. Тренировка темы ЕГЭ. Лексические отношения
1.2. Особенности употребления паронимов
1.2.1. Паронимические пары
1.2.2. Паронимы «одеть»/«надеть»
1.2.3. Выбор паронимов
1.2.4. Паронимические ряды
1.2.5. Словосочетания с паронимами
1.2.6. Исправление ошибок при смешении паронимов
1.2.7. Паронимы
1.2.8. Тренировка темы ЕГЭ. Выбери пароним
1.2.9. Тренировка темы ЕГЭ. Выпиши пароним
1.2.10. Тренировка темы ЕГЭ. Заполни пустые клетки
1.2.11. Тренировка темы ЕГЭ. Какое слово подходит?
1.2.12. Тренировка темы ЕГЭ. Проверь паронимы
1.2.13. Тренировка темы ЕГЭ. Выбери слово по значению
1.2.14. Как на ЕГЭ (1). Различение паронимов
1.3. Синонимы: виды и особенности употребления
1.3.1. Лишнее слово
1.3.2. Нахождение доминанты
1.3.3. Цветовые синонимы
1.3.4. Поиск синонимов
1.3.5. Ввод слов в предложение
1.3.6. Стилистическая окраска синонимов
1.3.7. Редактирование текста
1.3.8. Исправление ошибок
1.3.9. Тренировка темы ЕГЭ. Соедини слова и значения
1.3.10. Тренировка темы ЕГЭ. Лексические отношения
1.3.11. Тренировка темы ЕГЭ. Значение фразеологизмов
1.3.12. Тренировка темы ЕГЭ. Какое слово?
1.4. Антонимы: виды и особенности употребления
1.4.1. Однокорневые и разнокорневые антонимы
1.4.2. Антонимические пары
1.4.3. Контекстуальные антонимы
1.4.4. Антонимы в пословицах и поговорках
1.4.5. Многозначные слова и их антонимы
1.4.6. Антитеза и оксюморон
1.4.7. Тренировка темы ЕГЭ. Лексические отношения
1.4.8. Тренировка темы ЕГЭ. Деление слов по происхождению и употреблению
1.5. Пассивная лексика
1.5.1. Активная и пассивная лексика
1.5.2. Устаревшие слова
1.5.3. Авторские неологизмы
1.5.4. Архаизмы и историзмы
1.5.5. Речевые ошибки
1.5.6. Архаизмы
1.5.7. Речевые ошибки
1.5.8. Тренировка темы ЕГЭ. Слова из разных групп
1.5.9. Тренировка темы ЕГЭ. Прямое и переносное значение
1.5.10. Тренировка темы ЕГЭ. Лексические отношения
1.5.11. Тренировка темы ЕГЭ. Значение фразеологизмов
1.5.12. Тренировка темы ЕГЭ. Употребление фразеологизмов
1.5.13. Тренировка темы ЕГЭ. Деление слов по происхождению и употреблению
1.5.14. Как решать задание ЕГЭ
1.5.15. Как на ЕГЭ (1). Поиск слова по значению и употреблению
1.5.16. Как на ЕГЭ (2). Поиск слова по значению и употреблению
1.5.17. Как на ЕГЭ (3). Поиск слова по значению и употреблению
1.5.18. Как на ЕГЭ (4). Поиск слова по значению и употреблению
2.1 Орфоэпия
2.1.1 Задание на расстановку ударений (1)
2.1.2 Задание на расстановку ударений (2)
2.1.3 Какой из вариантов правильный?
2.1.4 Какой из вариантов произнесения слова правильный?
2.1.5 Ударение в глаголах прошедшего времени
2.1.6 Куда падает ударение в сочетании существительного с предлогом?
2.1.7 Ударение в кратких прилагательных
2.1.8 Тренировка темы ЕГЭ. На какой слог падает ударение?
2.1.9 Тренировка темы ЕГЭ. Проверь ударение
3. Морфемика и словообразование
3.1. Состав слова
3.2. Словообразование и формообразование
4.1 Правописание гласных
4.2 Правописание гласных после шипящих и Ц
4.3 Правописание согласных
6.1 Предлог как служебная часть
6.1.1 Непроизводные и производные предлоги
6.1.2 Предлог и другие части речи
6.1.3 Части речи
6.1.4 Культура речи
6.1.5 Разряды предлогов
6.1.6 Предлог или другая часть речи
6.1.7 Предлоги-синонимы
6.1.8 Употребление предлогов
6.1.9 Стилистическая принадлежность предлогов
6.1.10 Решение пунктуационных задач
6.1.11 Морфологический разбор предлога
6.2. Правописание предлогов
6.2.1 Нахождение ошибок
6.2.2 Падежные окончания
6.2.3 Редактирование
6.2.4 Слитно, раздельно, через дефис
6.2.5 Созвучные слова
6.2.6 Части речи (2)
6.2.7 Решение орфографических задач
6.2.8 Решение орфографических и пунктуационных задач
6.2.9 Решение задач
6.2.10 Тренировка темы ЕГЭ. Найди слово
6.2.11 Тренировка темы ЕГЭ. Как пишется слово?
6.2.12 Тренировка темы ЕГЭ. Производные предлоги
6.2.13 Тренировка темы ЕГЭ. Определи часть речи и напиши правильно
6.2.14 Как решать задание ЕГЭ
6.2.15 Как на ЕГЭ (1). Написание слов слитно, раздельно, через дефис
6.3 Частицы
6.4 Союз. Союзные слова
6.5 Междометия. Звукоподражательные слова
1. Лексика как раздел языкознания
1.1. Омонимы: виды и особенности употребления
1.1.1. Неточности в употреблении омонимов
1.1.2. Омонимы и их значения
1.1.3. Омофоны, омографы, омоформы
1.1.4. Омонимы
1.1.5. Омонимия
1.1.6. Значения омонимов
1.1.7. Виды омонимии
1.1.8. Тренировка темы ЕГЭ. Лексические отношения
1.2. Особенности употребления паронимов
1.2.1. Паронимические пары
1.2.2. Паронимы «одеть»/«надеть»
1.2.3. Выбор паронимов
1.2.4. Паронимические ряды
1.2.5. Словосочетания с паронимами
1.2.6. Исправление ошибок при смешении паронимов
1.2.7. Паронимы
1.2.8. Тренировка темы ЕГЭ. Выбери пароним
1.2.9. Тренировка темы ЕГЭ. Выпиши пароним
1.2.10. Тренировка темы ЕГЭ. Заполни пустые клетки
1.2.11. Тренировка темы ЕГЭ. Какое слово подходит?
1.2.12. Тренировка темы ЕГЭ. Проверь паронимы
1.2.13. Тренировка темы ЕГЭ. Выбери слово по значению
1.2.14. Как на ЕГЭ (1). Различение паронимов
1.3. Синонимы: виды и особенности употребления
1.3.1. Лишнее слово
1.3.2. Нахождение доминанты
1.3.3. Цветовые синонимы
1.3.4. Поиск синонимов
1.3.5. Ввод слов в предложение
1.3.6. Стилистическая окраска синонимов
1.3.7. Редактирование текста
1.3.8. Исправление ошибок
1.3.9. Тренировка темы ЕГЭ. Соедини слова и значения
1.3.10. Тренировка темы ЕГЭ. Лексические отношения
1.3.11. Тренировка темы ЕГЭ. Значение фразеологизмов
1.3.12. Тренировка темы ЕГЭ. Какое слово?
1.4. Антонимы: виды и особенности употребления
1.4.1. Однокорневые и разнокорневые антонимы
1.4.2. Антонимические пары
1.4.3. Контекстуальные антонимы
1.4.4. Антонимы в пословицах и поговорках
1.4.5. Многозначные слова и их антонимы
1.4.6. Антитеза и оксюморон
1.4.7. Тренировка темы ЕГЭ. Лексические отношения
1.4.8. Тренировка темы ЕГЭ. Деление слов по происхождению и употреблению
1.5. Пассивная лексика
1.5.1. Активная и пассивная лексика
1.5.2. Устаревшие слова
1.5.3. Авторские неологизмы
1.5.4. Архаизмы и историзмы
1.5.5. Речевые ошибки
1.5.6. Архаизмы
1.5.7. Речевые ошибки
1.5.8. Тренировка темы ЕГЭ. Слова из разных групп
1.5.9. Тренировка темы ЕГЭ. Прямое и переносное значение
1.5.10. Тренировка темы ЕГЭ. Лексические отношения
1.5.11. Тренировка темы ЕГЭ. Значение фразеологизмов
1.5.12. Тренировка темы ЕГЭ. Употребление фразеологизмов
1.5.13. Тренировка темы ЕГЭ. Деление слов по происхождению и употреблению
1.5.14. Как решать задание ЕГЭ
1.5.15. Как на ЕГЭ (1). Поиск слова по значению и употреблению
1.5.16. Как на ЕГЭ (2). Поиск слова по значению и употреблению
1.5.17. Как на ЕГЭ (3). Поиск слова по значению и употреблению
1.5.18. Как на ЕГЭ (4). Поиск слова по значению и употреблению
2.1 Орфоэпия
2.1.1 Задание на расстановку ударений (1)
2.1.2 Задание на расстановку ударений (2)
2.1.3 Какой из вариантов правильный?
2.1.4 Какой из вариантов произнесения слова правильный?
2.1.5 Ударение в глаголах прошедшего времени
2.1.6 Куда падает ударение в сочетании существительного с предлогом?
2.1.7 Ударение в кратких прилагательных
2.1.8 Тренировка темы ЕГЭ. На какой слог падает ударение?
2.1.9 Тренировка темы ЕГЭ. Проверь ударение
3. Морфемика и словообразование
3.1. Состав слова
3.2. Словообразование и формообразование
4.1 Правописание гласных
4.2 Правописание гласных после шипящих и Ц
4.3 Правописание согласных
6.1 Предлог как служебная часть
6.1.1 Непроизводные и производные предлоги
6.1.2 Предлог и другие части речи
6.1.3 Части речи
6.1.4 Культура речи
6.1.5 Разряды предлогов
6.1.6 Предлог или другая часть речи
6.1.7 Предлоги-синонимы
6.1.8 Употребление предлогов
6.1.9 Стилистическая принадлежность предлогов
6.1.10 Решение пунктуационных задач
6.1.11 Морфологический разбор предлога
6.2. Правописание предлогов
6.2.1 Нахождение ошибок
6.2.2 Падежные окончания
6.2.3 Редактирование
6.2.4 Слитно, раздельно, через дефис
6.2.5 Созвучные слова
6.2.6 Части речи (2)
6.2.7 Решение орфографических задач
6.2.8 Решение орфографических и пунктуационных задач
6.2.9 Решение задач
6.2.10 Тренировка темы ЕГЭ. Найди слово
6.2.11 Тренировка темы ЕГЭ. Как пишется слово?
6.2.12 Тренировка темы ЕГЭ. Производные предлоги
6.2.13 Тренировка темы ЕГЭ. Определи часть речи и напиши правильно
6.2.14 Как решать задание ЕГЭ
6.2.15 Как на ЕГЭ (1). Написание слов слитно, раздельно, через дефис
6.3 Частицы
6.4 Союз. Союзные слова
6.5 Междометия. Звукоподражательные слова
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово.
Исправь лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запиши
подобранное слово.
Павел Петрович посмеивался себе в ус и пользовался ВЫГОДАМИ своего положения (Н.
Гейнце. Выигрышный билет).
Ты влюбляешься в женщину только потому, что сознаёшь, что она существо диаметрально
тебе противоположное, что ты положительный полюс, она ― отрицательный, а разные
полюсы, известное дело, стремятся соединиться, ДОПОЛНИТЬ друг друга (В. Авенариус.
Современная идиллия).
И все они борятся и страдают, и мучают, и портят свою душу, свою ВЕЧНУЮ душу, для
достижения благ, которым срок есть мгновенье (Л. Толстой. Война и мир).
Кругом было разлито столько сияющей радости, что даже не верилось, что находишься на
месте человеческих страданий, горестных ВЗДОХОВ и горьких слёз (А. Новиков-Прибой.
Солёная купель).
Нам не пришлось стоять в очереди за билетами в театр, потому что у нас был АБОНЕНТ.
Ответ: абонемент .
Решение:
Проверим значения выделенных слов.
Слово абонент имеет значение «лицо, обладающее правом пользования чем-нибудь или
посещения чего-нибудь».
В предложении использовано неверно, нужно заменить на пароним абонемент, который
означает «право пользования чем-либо или документ, предоставляющий это право».
Слово вздох имеет значение «усиленный вдох и выдох». Оно употреблено в предложении
верно.
Слово вечный имеет значение «бесконечный, бессрочный». Оно употреблено в
предложении верно.
Слово дополнить имеет значение «сделать более полным, прибавив к чему-нибудь».
Оно употреблено в предложении верно.
Слово выгода имеет значение «прибыль, доход, извлекаемый из чего-либо, польза».
Оно употреблено в предложении верно.
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово.
Исправь лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запиши
подобранное слово.
Заботы приготовлений, ОТДАЧА приказаний, за которыми все обращались к княжне, целый
день занимали её (Л. Толстой. Война и мир).
Ты влюбляешься в женщину только потому, что сознаёшь, что она существо диаметрально
тебе противоположное, что ты положительный полюс, она ― отрицательный, а разные
полюсы, известное дело, стремятся соединиться, ДОПОЛНИТЬ друг друга (В. Авенариус.
Современная идиллия).
Огромные, старые, ВЕКОВЫЕ деревья, когда-то видевшие под своею сенью Виктора
Гюго, Альфреда Мюссе, Бальзака и обоих Дюма, недоверчиво и устало поскрипывают и
недовольно кряхтят (А. Куприн. Жанета).
Кругом было разлито столько сияющей радости, что даже не верилось, что находишься на
месте человеческих страданий, горестных ВЗДОХОВ и горьких слёз (А. Новиков-Прибой.
Солёная купель).
Ну, а теперь позволь мне сказать тебе на прощанье краткую БЛАГОДАРНУЮ речь (По М.
Булгакову).
Ответ: благодарственный
Решение:
Проверим значения выделенных слов.
Слово благодарный имеет значение «чувствующий или испытывающий
признательность».
В предложении использовано неверно, нужно заменить на пароним благодарственный,
который означает «содержащий, заключающий в себе благодарность».
Слово вздох имеет значение «усиленный вдох и выдох». Оно употреблено в предложении
верно.
Слово вековой имеет значение «живущий, существующий столетия, очень долго».
Оно употреблено в предложении верно.
Слово дополнить имеет значение «сделать более полным, прибавив к чему-нибудь».
Оно употреблено в предложении верно.
Слово отдача имеет значение «то, что отдают». Оно употреблено в предложении
верно.
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово.
Исправь лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запиши
подобранное слово.
И все они борятся и страдают, и мучают, и портят свою душу, свою ВЕЧНУЮ душу, для
достижения благ, которым срок есть мгновенье (Л. Толстой. Война и мир).
Кругом было разлито столько сияющей радости, что даже не верилось, что находишься на
месте человеческих страданий, горестных ВЗДОХОВ и горьких слёз (А. Новиков-Прибой.
Солёная купель).
Давенант оставил квартиру и разыскал аптеку, где был телефон-автомат. Отсюда,
намереваясь предупредить Футроза, вызвал его номер по книге АБОНЕМЕНТОВ (По А.
Грину).
Но впоследствии вы, конечно, постарались ВОСПОЛНИТЬ недостаток солидного
образования чтением известных авторов? (М. Салтыков-Щедрин. За рубежом)
Заботы приготовлений, ОТДАЧА приказаний, за которыми все обращались к княжне, целый
день занимали её (Л. Толстой. Война и мир).
Ответ: абонентов .
Решение:
Проверим значения выделенных слов.
Слово абонемент имеет значение «право пользования чем-либо или документ,
предоставляющий это право».
В предложении использовано неверно, нужно заменить на пароним абонент, который
означает «лицо, имеющее абонемент».
Слово вздох имеет значение «усиленный вдох и выдох». Оно употреблено в предложении
верно.
Слово вечный имеет значение «бесконечный, бессрочный». Оно употреблено в
предложении верно.
Слово восполнить имеет значение «возместить». Оно употреблено в предложении
верно.
Слово отдача имеет значение «то, что отдают». Оно употреблено в предложении
верно.
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово.
Исправь лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запиши
подобранное слово.
Это было в год турецкой войны, в году, ― БЛАГОТВОРНЫЙ концерт в пользу
Красного Креста в великолепном доме Белосельских у Аничкова моста (По С.
Волконскому).
Он дышал длинными выдохами меж коротких ВДОХОВ ― как дышат в глубоком сне (С.
Кржижановский. Боковая ветка).
И все они борятся и страдают, и мучают, и портят свою душу, свою ВЕЧНУЮ душу, для
достижения благ, которым срок есть мгновенье (Л. Толстой. Война и мир).
Но впоследствии вы, конечно, постарались ВОСПОЛНИТЬ недостаток солидного
образования чтением известных авторов? (М. Салтыков-Щедрин. За рубежом)
Заботы приготовлений, ОТДАЧА приказаний, за которыми все обращались к княжне, целый
день занимали её (Л. Толстой. Война и мир).
Ответ: благотворительный .
Решение:
Проверим значения выделенных слов.
Слово благотворный имеет значение «полезный, оказывающий хорошее действие».
В предложении использовано неверно, нужно заменить на пароним
благотворительный, который означает «имеющий целью оказание материальной
помощи нуждающимся».
Слово вдох имеет значение «каждый отдельный впуск воздуха в лёгкие». Оно
употреблено в предложении верно.
Слово вечный имеет значение «бесконечный, бессрочный». Оно употреблено в
предложении верно.
Слово восполнить имеет значение «возместить». Оно употреблено в предложении
верно.
Слово отдача имеет значение «то, что отдают». Оно употреблено в предложении
верно.
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово.
Исправь лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запиши
подобранное слово.
И это внезапное, КОРЕННОЕ изменение во внутреннем быте народа составляет новое
затруднение для того, кто хочет взять предметом романа жизнь допетровской Руси (Н.
Добролюбов. О русском историческом романе).
Новый спектакль покорил ЗРИТЕЛЬНЫЕ сердца и завоевал главный приз на фестивале.
Василий Иванович Суворов был вообще хороший, с образованием, ретивый,
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ служака, недурной администратор, особенно по части хозяйственной,
но из ряда современников не выступал и никакими военными качествами не отличался (Н.
Гейнце. Генералиссимус Суворов).
Он помялся, поёжился, потёр руки и заговорил, понижая голос и принимая противное для
Алексея Григорьевича выражение ДОВЕРИТЕЛЬНОЙ беседы (Ф. Сологуб. Звериный
быт).
У его пояса висел нож, КОСТЯНАЯ палочка для выкапывания женьшеня и мешочек, в
котором хранились кремень и огниво (В. Арсеньев. По Уссурийскому краю).
Ответ: зрительские .
Решение:
Проверим значения выделенных слов.
Слово зрительный имеет значение «относящийся к зрению». В предложении
использовано неверно, нужно заменить на пароним зрительский, который означает
«относящийся к зрителю, свойственный ему».
Слово исполнительный имеет значение «старательный, хорошо исполняющий
поручения и обязанности». Оно употреблено в предложении верно.
Слово коренной имеет значение «самый главный, основной». Оно употреблено в
предложении верно.
Слово доверительный имеет значение «выражающий доверие». Оно употреблено в
предложении верно.
Слово костяной имеет значение «сделанный из кости». Оно употреблено в предложении
верно.
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово.
Исправь лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запиши
подобранное слово.
Кундик-Разноходский помялся, поёжился, потёр руки и заговорил, понижая голос и
принимая противное для Алексея Григорьевича выражение ДОВЕРИТЕЛЬНОЙ беседы
(Ф. Сологуб. Звериный быт).
Кухня, чуланы, буфет — всё было установлено поставцами с посудой, большими и
небольшими, круглыми и овальными блюдами, соусниками, чашками, грудами тарелок,
горшками чугунными, медными и ГЛИНИСТЫМИ (По И. Гончарову).
Запертые и замазанные мелом ДВОЙНЫЕ рамы окон придавали ему ещё большую
таинственность (Н. Гейнце. Дочь Великого Петра).
Но я гражданин ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ республики Соединённых Штатов, которой я
присягал в верности в том, что я буду поддерживать конституцию моей страны, если нужно
жертвою жизни (Л. Толстой. Царство Божие внутри вас).
Я презирал эти ЖЕСТОКИЕ и бесчеловечные уловки, предпочитая верный, сильный удар в
подбородок всем тонкостям хулиганского измышления (А. Грин. Золотая цепь).
Ответ: глиняными
Решение:
Проверим значения выделенных слов.
Слово глинистый имеет значение «содержащий глину». В предложении использовано
неверно, нужно заменить на пароним глиняный, который означает «сделанный из
глины».
Слово двойной имеет значение «вдвое больший». Оно употреблено в предложении
верно.
Слово демократический имеет значение «основанный на принципах демократии». Оно
употреблено в предложении верно.
Слово доверительный имеет значение «выражающий доверие». Оно употреблено в
предложении верно.
Слово жестокий имеет значение «безжалостный, беспощадный». Оно употреблено в
предложении верно.
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово.
Исправь лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запиши
подобранное слово.
Вожак был ростом с ГОДИЧНОГО теленка; огромные рога говорили о его почтенных годах
(По В. Гиляровскому).
ДЕЛЬНЫЙ, добросовестный и опытный барон хорошо понимал всю тяжесть предстоящей
ему работы (А. Фет. Воспоминания).
Конечно, задачи по арифметике, таблица умножения и ДИКТАНТЫ были более трудным
делом для детей и для самой Кати, но общими усилиями справлялись (А. Толстой. Хождение
по мукам).
Ещё с раннего утра всё небо обложили ДОЖДЕВЫЕ тучи; было тихо, не жарко и скучно, как
бывает в серые пасмурные дни, когда над полем давно уже нависли тучи, ждёшь дождя, а
его нет (А. Чехов. Крыжовник).
Там царствовало полное презрение ко всему низкому и подлому, ко всем своекорыстным
расчетам и выгодам, ко всей ЖИТЕЙСКОЙ мудрости — и глубокое уважение ко всему
честному и высокому, хотя бы и безрассудному (С. Аксаков. Воспоминания).
Ответ: годовалого .
Решение:
Проверим значения выделенных слов.
Слово годичный имеет значение «сроком на один год». В предложении использовано
неверно, нужно заменить на пароним годовалый, который означает «в возрасте одного
года».
Слово дельный имеет значение «способный к делу, знающий». Оно употреблено в
предложении верно.
Слово диктант имеет значение «письменная работа, состоящая в записывании
диктуемого текста». Оно употреблено в предложении верно.
Слово дождевой имеет значение «связанный с дождём, несущий дождь». Оно
употреблено в предложении верно.
Слово житейский имеет значение «обыденный, свойственный повседневной жизни».
Оно употреблено в предложении верно.
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово.
Исправь лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запиши
подобранное слово.
Шли краем оврага, глубоко размытого в ГЛИНЯНОЙ почве, один скат его был засыпан
мусором, зарос кустарником и сорными травами, другой был угрюмо голый, железного
цвета и весь точно исцарапан когтями (По М. Горькому).
Запертые и замазанные мелом ДВОЙНЫЕ рамы окон придавали ему ещё большую
таинственность (Н. Гейнце. Дочь Великого Петра).
Но я гражданин ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ республики Соединённых Штатов, которой я
присягал в верности в том, что я буду поддерживать конституцию моей страны, если нужно
жертвою жизни (Л. Толстой. Царство Божие внутри вас).
Кундик-Разноходский помялся, поёжился, потёр руки и заговорил, понижая голос и
принимая противное для Алексея Григорьевича выражение ДОВЕРИТЕЛЬНОЙ беседы
(Ф. Сологуб. Звериный быт).
Забота о пище была первая и главная ЖИЗНЕННАЯ забота в Обломовке (И. Гончаров.
Обломов).
Ответ: глинистой .
Решение:
Проверим значения выделенных слов.
Слово глиняный имеет значение «сделанный из глины». В предложении использовано
неверно, нужно заменить на пароним глинистый, который означает «содержащий
глину».
Слово двойной имеет значение «вдвое больший». Оно употреблено в предложении
верно.
Слово демократический имеет значение «основанный на принципах демократии». Оно
употреблено в предложении верно.
Слово доверительный имеет значение «выражающий доверие». Оно употреблено в
предложении верно.
Слово жизненный имеет значение «относящийся к жизни». Оно употреблено в
предложении верно.
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово.
Исправь лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запиши
подобранное слово.
Ещё с раннего утра всё небо обложили ДОЖДЕВЫЕ тучи; было тихо, не жарко и скучно, как
бывает в серые пасмурные дни, когда над полем давно уже нависли тучи, ждёшь дождя, а
его нет (А. Чехов. Крыжовник).
Само по себе, что главным ЗАЧИНАТЕЛЯМ должно последовать лишенье чинов и
имущества, прочим — отрешенье от мест (По Н. Гоголю).
Предполагалось, что эти взбесившиеся люди — чудаки, но что, во всяком случае,
ИСХОДНЫЙ пункт их бешенства имеет характер благонамеренный (М. Салтыков-Щедрин.
Мелочи жизни).
Проходили через Глупов войска пешие, проходили войска КОННЫЕ (М. Салтыков-Щедрин.
История одного города).
У его пояса висел нож, КОСТЯНАЯ палочка для выкапывания женьшеня и мешочек, в
котором хранились кремень и огниво (В. Арсеньев. По Уссурийскому краю).
Ответ: зачинщикам .
Решение:
Проверим значения выделенных слов.
Слово зачинатель имеет значение «основоположник чего-то нового, хорошего,
значительного». В предложении использовано неверно, нужно заменить на пароним
зачинщик, который означает «инициатор чего-то плохого, побуждающий других
делать то же самое».
Слово исходный имеет значение «начальный, отправной». Оно употреблено в
предложении верно.
Слово конный имеет значение «едущий верхом на коне». Оно употреблено в
предложении верно.
Слово дождевой имеет значение «связанный с дождём, несущий дождь». Оно
употреблено в предложении верно.
Слово костяной имеет значение «сделанный из кости». Оно употреблено в предложении
верно.
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово.
Исправь лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запиши
подобранное слово.
Нет, уж теперь к Синельниковым нельзя и глаз показать и даже квартиру их на Гороховой
надо обегать большим крюком, подобно НЕУДАЧНОМУ вору (По А. Куприну).
Часов в семь дворник Архип вынес самовар, ОБХВАТИВ его, как друга, рукой и начал
звать товарища своего пить чай (И. Гончаров. Май месяц в Петербурге).
УКЛОНЕНИЯ от каких бы то ни было служебных приказаний начальствующего лица,
конечно, не имели места, и мягкосердечный Н. И. Миллер должен был в точности исполнить
приказ, полученный им от своего батальонного командира (Н. Лесков. Человек на часах).
В праздник трудно было даже ОТЛИЧИТЬ богатого от бедного (М. Салтыков-Щедрин.
Пошехонская старина).
В резервуар опущен насос, выходящий на поверхность земли и ПРЕДОСТАВЛЕННЫЙ в
распоряжение публики (В. Гиляровский. Трущобные люди).
Ответ: неудачливому .
Решение:
Проверим значения выделенных слов.
Слово неудачный имеет значение «сопровождающийся неудачами, заканчивающийся
неудачей, не принёсший желаемых результатов». В предложении использовано
неверно, нужно заменить на пароним неудачливый, который означает «такой,
которому не везёт, преследуемый неудачами».
Слово обхватить имеет значение «обнять, заключить между распростёртыми
руками, пальцами, лапами». Оно употреблено в предложении верно.
Слово уклонение имеет значение «избегание, обход каких-либо событий, действий».
Оно употреблено в предложении верно.
Слово отличить имеет значение «установить различие между кем-нибудь или чемнибудь». Оно употреблено в предложении верно.
Слово предоставленный имеет значение «данные в распоряжение». Оно употреблено в
предложении верно.
Поделиться:
Напишите нам:
Поиск по сайту: