1. Лексика как раздел языкознания
1.1. Омонимы: виды и особенности употребления
1.1.1. Неточности в употреблении омонимов
1.1.2. Омонимы и их значения
1.1.3. Омофоны, омографы, омоформы
1.1.4. Омонимы
1.1.5. Омонимия
1.1.6. Значения омонимов
1.1.7. Виды омонимии
1.1.8. Тренировка темы ЕГЭ. Лексические отношения
1.2. Особенности употребления паронимов
1.2.1. Паронимические пары
1.2.2. Паронимы «одеть»/«надеть»
1.2.3. Выбор паронимов
1.2.4. Паронимические ряды
1.2.5. Словосочетания с паронимами
1.2.6. Исправление ошибок при смешении паронимов
1.2.7. Паронимы
1.2.8. Тренировка темы ЕГЭ. Выбери пароним
1.2.9. Тренировка темы ЕГЭ. Выпиши пароним
1.2.10. Тренировка темы ЕГЭ. Заполни пустые клетки
1.2.11. Тренировка темы ЕГЭ. Какое слово подходит?
1.2.12. Тренировка темы ЕГЭ. Проверь паронимы
1.2.13. Тренировка темы ЕГЭ. Выбери слово по значению
1.2.14. Как на ЕГЭ (1). Различение паронимов
1.3. Синонимы: виды и особенности употребления
1.3.1. Лишнее слово
1.3.2. Нахождение доминанты
1.3.3. Цветовые синонимы
1.3.4. Поиск синонимов
1.3.5. Ввод слов в предложение
1.3.6. Стилистическая окраска синонимов
1.3.7. Редактирование текста
1.3.8. Исправление ошибок
1.3.9. Тренировка темы ЕГЭ. Соедини слова и значения
1.3.10. Тренировка темы ЕГЭ. Лексические отношения
1.3.11. Тренировка темы ЕГЭ. Значение фразеологизмов
1.3.12. Тренировка темы ЕГЭ. Какое слово?
1.4. Антонимы: виды и особенности употребления
1.4.1. Однокорневые и разнокорневые антонимы
1.4.2. Антонимические пары
1.4.3. Контекстуальные антонимы
1.4.4. Антонимы в пословицах и поговорках
1.4.5. Многозначные слова и их антонимы
1.4.6. Антитеза и оксюморон
1.4.7. Тренировка темы ЕГЭ. Лексические отношения
1.4.8. Тренировка темы ЕГЭ. Деление слов по происхождению и употреблению
1.5. Пассивная лексика
1.5.1. Активная и пассивная лексика
1.5.2. Устаревшие слова
1.5.3. Авторские неологизмы
1.5.4. Архаизмы и историзмы
1.5.5. Речевые ошибки
1.5.6. Архаизмы
1.5.7. Речевые ошибки
1.5.8. Тренировка темы ЕГЭ. Слова из разных групп
1.5.9. Тренировка темы ЕГЭ. Прямое и переносное значение
1.5.10. Тренировка темы ЕГЭ. Лексические отношения
1.5.11. Тренировка темы ЕГЭ. Значение фразеологизмов
1.5.12. Тренировка темы ЕГЭ. Употребление фразеологизмов
1.5.13. Тренировка темы ЕГЭ. Деление слов по происхождению и употреблению
1.5.14. Как решать задание ЕГЭ
1.5.15. Как на ЕГЭ (1). Поиск слова по значению и употреблению
1.5.16. Как на ЕГЭ (2). Поиск слова по значению и употреблению
1.5.17. Как на ЕГЭ (3). Поиск слова по значению и употреблению
1.5.18. Как на ЕГЭ (4). Поиск слова по значению и употреблению
2.1 Орфоэпия
2.1.1 Задание на расстановку ударений (1)
2.1.2 Задание на расстановку ударений (2)
2.1.3 Какой из вариантов правильный?
2.1.4 Какой из вариантов произнесения слова правильный?
2.1.5 Ударение в глаголах прошедшего времени
2.1.6 Куда падает ударение в сочетании существительного с предлогом?
2.1.7 Ударение в кратких прилагательных
2.1.8 Тренировка темы ЕГЭ. На какой слог падает ударение?
2.1.9 Тренировка темы ЕГЭ. Проверь ударение
3. Морфемика и словообразование
3.1. Состав слова
3.2. Словообразование и формообразование
4.1 Правописание гласных
4.2 Правописание гласных после шипящих и Ц
4.3 Правописание согласных

6.1 Предлог как служебная часть
6.1.1 Непроизводные и производные предлоги
6.1.2 Предлог и другие части речи
6.1.3 Части речи
6.1.4 Культура речи
6.1.5 Разряды предлогов
6.1.6 Предлог или другая часть речи
6.1.7 Предлоги-синонимы
6.1.8 Употребление предлогов
6.1.9 Стилистическая принадлежность предлогов
6.1.10 Решение пунктуационных задач
6.1.11 Морфологический разбор предлога
6.2. Правописание предлогов
6.2.1 Нахождение ошибок
6.2.2 Падежные окончания
6.2.3 Редактирование
6.2.4 Слитно, раздельно, через дефис
6.2.5 Созвучные слова
6.2.6 Части речи (2)
6.2.7 Решение орфографических задач
6.2.8 Решение орфографических и пунктуационных задач
6.2.9 Решение задач
6.2.10 Тренировка темы ЕГЭ. Найди слово
6.2.11 Тренировка темы ЕГЭ. Как пишется слово?
6.2.12 Тренировка темы ЕГЭ. Производные предлоги
6.2.13 Тренировка темы ЕГЭ. Определи часть речи и напиши правильно
6.2.14 Как решать задание ЕГЭ
6.2.15 Как на ЕГЭ (1). Написание слов слитно, раздельно, через дефис
6.3 Частицы
6.4 Союз. Союзные слова
6.5 Междометия. Звукоподражательные слова

1. Лексика как раздел языкознания
1.1. Омонимы: виды и особенности употребления
1.1.1. Неточности в употреблении омонимов
1.1.2. Омонимы и их значения
1.1.3. Омофоны, омографы, омоформы
1.1.4. Омонимы
1.1.5. Омонимия
1.1.6. Значения омонимов
1.1.7. Виды омонимии
1.1.8. Тренировка темы ЕГЭ. Лексические отношения
1.2. Особенности употребления паронимов
1.2.1. Паронимические пары
1.2.2. Паронимы «одеть»/«надеть»
1.2.3. Выбор паронимов
1.2.4. Паронимические ряды
1.2.5. Словосочетания с паронимами
1.2.6. Исправление ошибок при смешении паронимов
1.2.7. Паронимы
1.2.8. Тренировка темы ЕГЭ. Выбери пароним
1.2.9. Тренировка темы ЕГЭ. Выпиши пароним
1.2.10. Тренировка темы ЕГЭ. Заполни пустые клетки
1.2.11. Тренировка темы ЕГЭ. Какое слово подходит?
1.2.12. Тренировка темы ЕГЭ. Проверь паронимы
1.2.13. Тренировка темы ЕГЭ. Выбери слово по значению
1.2.14. Как на ЕГЭ (1). Различение паронимов
1.3. Синонимы: виды и особенности употребления
1.3.1. Лишнее слово
1.3.2. Нахождение доминанты
1.3.3. Цветовые синонимы
1.3.4. Поиск синонимов
1.3.5. Ввод слов в предложение
1.3.6. Стилистическая окраска синонимов
1.3.7. Редактирование текста
1.3.8. Исправление ошибок
1.3.9. Тренировка темы ЕГЭ. Соедини слова и значения
1.3.10. Тренировка темы ЕГЭ. Лексические отношения
1.3.11. Тренировка темы ЕГЭ. Значение фразеологизмов
1.3.12. Тренировка темы ЕГЭ. Какое слово?
1.4. Антонимы: виды и особенности употребления
1.4.1. Однокорневые и разнокорневые антонимы
1.4.2. Антонимические пары
1.4.3. Контекстуальные антонимы
1.4.4. Антонимы в пословицах и поговорках
1.4.5. Многозначные слова и их антонимы
1.4.6. Антитеза и оксюморон
1.4.7. Тренировка темы ЕГЭ. Лексические отношения
1.4.8. Тренировка темы ЕГЭ. Деление слов по происхождению и употреблению
1.5. Пассивная лексика
1.5.1. Активная и пассивная лексика
1.5.2. Устаревшие слова
1.5.3. Авторские неологизмы
1.5.4. Архаизмы и историзмы
1.5.5. Речевые ошибки
1.5.6. Архаизмы
1.5.7. Речевые ошибки
1.5.8. Тренировка темы ЕГЭ. Слова из разных групп
1.5.9. Тренировка темы ЕГЭ. Прямое и переносное значение
1.5.10. Тренировка темы ЕГЭ. Лексические отношения
1.5.11. Тренировка темы ЕГЭ. Значение фразеологизмов
1.5.12. Тренировка темы ЕГЭ. Употребление фразеологизмов
1.5.13. Тренировка темы ЕГЭ. Деление слов по происхождению и употреблению
1.5.14. Как решать задание ЕГЭ
1.5.15. Как на ЕГЭ (1). Поиск слова по значению и употреблению
1.5.16. Как на ЕГЭ (2). Поиск слова по значению и употреблению
1.5.17. Как на ЕГЭ (3). Поиск слова по значению и употреблению
1.5.18. Как на ЕГЭ (4). Поиск слова по значению и употреблению
2.1 Орфоэпия
2.1.1 Задание на расстановку ударений (1)
2.1.2 Задание на расстановку ударений (2)
2.1.3 Какой из вариантов правильный?
2.1.4 Какой из вариантов произнесения слова правильный?
2.1.5 Ударение в глаголах прошедшего времени
2.1.6 Куда падает ударение в сочетании существительного с предлогом?
2.1.7 Ударение в кратких прилагательных
2.1.8 Тренировка темы ЕГЭ. На какой слог падает ударение?
2.1.9 Тренировка темы ЕГЭ. Проверь ударение
3. Морфемика и словообразование
3.1. Состав слова
3.2. Словообразование и формообразование
4.1 Правописание гласных
4.2 Правописание гласных после шипящих и Ц
4.3 Правописание согласных

6.1 Предлог как служебная часть
6.1.1 Непроизводные и производные предлоги
6.1.2 Предлог и другие части речи
6.1.3 Части речи
6.1.4 Культура речи
6.1.5 Разряды предлогов
6.1.6 Предлог или другая часть речи
6.1.7 Предлоги-синонимы
6.1.8 Употребление предлогов
6.1.9 Стилистическая принадлежность предлогов
6.1.10 Решение пунктуационных задач
6.1.11 Морфологический разбор предлога
6.2. Правописание предлогов
6.2.1 Нахождение ошибок
6.2.2 Падежные окончания
6.2.3 Редактирование
6.2.4 Слитно, раздельно, через дефис
6.2.5 Созвучные слова
6.2.6 Части речи (2)
6.2.7 Решение орфографических задач
6.2.8 Решение орфографических и пунктуационных задач
6.2.9 Решение задач
6.2.10 Тренировка темы ЕГЭ. Найди слово
6.2.11 Тренировка темы ЕГЭ. Как пишется слово?
6.2.12 Тренировка темы ЕГЭ. Производные предлоги
6.2.13 Тренировка темы ЕГЭ. Определи часть речи и напиши правильно
6.2.14 Как решать задание ЕГЭ
6.2.15 Как на ЕГЭ (1). Написание слов слитно, раздельно, через дефис
6.3 Частицы
6.4 Союз. Союзные слова
6.5 Междометия. Звукоподражательные слова

Русский язык 10 класс

1. Лексика как раздел языкознания 1.5 Пассивная лексика

1.5.13 Тренировка темы ЕГЭ. Деление слов по происхождению и употреблению

ВАРИАНТ I

Определи, какое лексическое явление встречается в предложении

Увы, Татьяна увядает, бледнеет, гаснет и молчит!

Ответ: синонимия

Я плачу, власы на себе рву, головой об стену бьюсь!

Ответ: архаизм

— Куда ты ранен? — спрашиваете вы нерешительно и робко у одного старого исхудалого солдата

Ответ: синонимия

Как мало пройдено дорог, как много сделано ошибок

Ответ: антонимия

В отряде сразу полюбился этот смекалистый, находчивый мальчишка в широком ватнике и шапке с самодельной звездой

Ответ: синонимия

Решение:

Найдём в каждом из предложений одно из предложенных лексических явлений.

Увы, Татьяна увядает, бледнеет, гаснет и молчит! — здесь встречается синонимия, потому что слова увядает, бледнеет, гаснет близки по значению в этом контексте.

Я плачу, власы на себе рву, головой об стену бьюсь! — в предложении встречается архаизм власы (волосы); это устаревшее слово имеет современную замену.

— Куда ты ранен? — спрашиваете вы нерешительно и робко у одного старого исхудалого солдата — здесь встречается синонимия, потому что слова нерешительно, робко близки по значению.

Как мало пройдено дорог, как много сделано ошибок — в предложении встречается антонимия: слова мало, много противоположны по значению.

В отряде сразу полюбился этот смекалистый, находчивый мальчишка в широком ватнике и шапке с самодельной звездой — здесь встречается синонимия, потому что слова смекалистый, находчивый близки по значению.

ВАРИАНТ II

Определи, какое лексическое явление встречается в предложении

Однажды зимней ночью он пришёл к нам в общагу, замёрзший и встрёпанный ― просто потерял где-то ключ от своей квартиры

Ответ: жаргонизм

Она была там, во враждебном мире, который он не признавал, презирал, ненавидел

Ответ: синонимия

Россияне официально празднуют «второмай»

Ответ: окказионализм

Сейчас займём где-нибудь и купим… Завтра же стипуха

Ответ: жаргонизм

Таисья смотрела на рыбаря молча, спокойно, но где-то в глубине её глаз Иевлев увидел вдруг такую гордость, что сердце его забилось чаще

Ответ: архаизм

Решение:

Найдём в каждом из предложений одно из предложенных лексических явлений.

Однажды зимней ночью он пришёл к нам в общагу, замёрзший и встрёпанный ― просто потерял где-то ключ от своей квартиры — в предложении встречается жаргонизм общага (студенческое).

Она была там, во враждебном мире, который он не признавал, презирал, ненавидел — здесь встречается синонимия, потому что слова признавал, презирал, ненавидел близки по значению.

Россияне официально празднуют «второмай» —
здесь встречается окказионализм второмай

Сейчас займём где-нибудь и купим… Завтра же стипуха
в предложении встречается жаргонизм – стипуха (студенческое)

Таисья смотрела на рыбаря молча, спокойно, но где-то в глубине её глаз Иевлев увидел вдруг такую гордость, что сердце его забилось чаще —
в предложении встречается архаизм — рыбарь (рыбак); это устаревшее слово имеет современную замену

ВАРИАНТ III

Определи, какое лексическое явление встречается в предложении

Чувствительный Панин, выхватив кружевной платок, стал бережно вытирать увлажнённые слезами глаза и ланиты мальчика

Ответ: архаизм

О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей! (В. Хлебников)

Ответ: окказионализм

Я, будучи родом из Пензенской губернии, был в ту пору красив почему-то южной, горячей красотой

Ответ: историзм

Она была одета в тоненькое пальтишко и тёплые не по сезону коты, а на голове — серый платок

Ответ: диалектное

Решение:

Найдём в каждом из предложений одно из предложенных лексических явлений.

Чувствительный Панин, выхватив кружевной платок, стал бережно вытирать увлажнённые слезами глаза и ланиты мальчика —
в предложении встречается архаизм – ланиты (щёки); это устаревшее слово имеет современную замену

О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей! (В. Хлебников) —
здесь встречается окказионализмы — иссмейся, рассмеяльно, надсмейных, смеячей

Я, будучи родом из Пензенской губернии, был в ту пору красив почему-то южной, горячей красотой —
в предложении встречается историзм — губерния, который ушёл из употребления вместе с исчезновением реалии, которую обозначает

Она была одета в тоненькое пальтишко и тёплые не по сезону коты, а на голове — серый платок
здесь встречается диалектное слово — коты (тёплая обувь)

ВАРИАНТ IV

Определи, какое лексическое явление встречается в предложении

Надо идти в избу. Кольча-младший обметает голиком катанки, ещё раз сморкается на сторону, и дед делает то же, мы уж следом все повторяем

Ответ: диалектные

Городничий к происшествию сильно опоздал по той причине, что после обеда отправился спать, его будили больше часу

Ответ: историзм

Прислонившись к каменной стене, стоял румяный и голубоглазый отрок; на голове у него ветерок шевелил копну русых волос

Ответ: архаизм

Никто ничего не сказал, точно все в рот воды набрали

Ответ: фразеологизм

Решение:

Найдём в каждом из предложений одно из предложенных лексических явлений.

Надо идти в избу. Кольча-младший обметает голиком катанки, ещё раз сморкается на сторону, и дед делает то же, мы уж следом все повторяем
здесь встречается диалектные слова — голик (тонкий веник), катанки (валенки).

Городничий к происшествию сильно опоздал по той причине, что после обеда отправился спать, его будили больше часу
в предложении встречается историзм — городничий, который ушёл из употребления вместе с исчезновением реалии, которую обозначает.

Прислонившись к каменной стене, стоял румяный и голубоглазый отрок; на голове у него ветерок шевелил копну русых волос
в предложении встречается архаизм — отрок (юноша); это устаревшее слово имеет современную замену

Никто ничего не сказал, точно все в рот воды набрали
здесь встречается фразеологизм — точно в рот воды набрать (молчать).

ВАРИАНТ V

Определи, какое лексическое явление встречается в предложении

Мне стало немного жутко и холодно, и я запахнулся дохой, как будто это подо мной была эта тёмная, холодная глубина

Ответ: диалектное

Все члены семьи духовно преломились после той новости, и каждый по-своему зализывал раны

Ответ: фразеологизм

Горели свечи, дьяк читал молитвы, мать беспрерывно рыдала, выходила во двор

Ответ: историзм

В душе — тюрь-мым-тюрьма

Ответ: окказионализм

Решение:

Найдём в каждом из предложений одно из предложенных лексических явлений.

Мне стало немного жутко и холодно, и я запахнулся дохой, как будто это подо мной была эта тёмная, холодная глубина
здесь встречается диалектное слово — доха (шуба с мехом внутрь и наружу).

Все члены семьи духовно преломились после той новости, и каждый по-своему зализывал раны
здесь встречается фразеологизм — зализывать раны (восстанавливаться).

Горели свечи, дьяк читал молитвы, мать беспрерывно рыдала, выходила во двор
в предложении встречается историзм — дьяк, который ушёл из употребления вместе с исчезновением реалии, которую обозначает.

В душе — тюрь-мым-тюрьма
здесь встречается окказионализм — тюрь-мым-тюрьма.

ВАРИАНТ VI

Определи, какое лексическое явление встречается в предложении

Получался замкнутый круг: для того чтобы жить, я должен был работать на этом складе, а, работая на складе, я не мог жить

Ответ: фразеологизм

У меня там рота дембелей домой едет

Ответ: жаргонизм

Мне грустно, потому что весело тебе

Ответ: антонимия

Алёхин жил внизу, в двух комнатах со сводами и с маленькими окнами, где когда-то жили приказчики; тут была обстановка простая

Ответ: историзм

В тюрьме он всё время болел, кашлял. И один зек сказал ему: ― Обливайся по утрам холодной водой. Закаляйся

Ответ: жаргонизм

Решение:

Найдём в каждом из предложений одно из предложенных лексических явлений.

Получался замкнутый круг: для того чтобы жить, я должен был работать на этом складе, а, работая на складе, я не мог жить
здесь встречается фразеологизм — замкнутый круг (неразрешимая ситуация).

У меня там рота дембелей домой едет
в предложении встречается жаргонизм — дембель (армейское).

Мне грустно, потому что весело тебе
в предложении встречается антонимия: слова грустно, весело противоположны по значению.

Алёхин жил внизу, в двух комнатах со сводами и с маленькими окнами, где когда-то жили приказчики; тут была обстановка простая
в предложении встречается историзм — приказчики, который ушёл из употребления вместе с исчезновением реалии, которую обозначает.

В тюрьме он всё время болел, кашлял. И один зек сказал ему:
― Обливайся по утрам холодной водой. Закаляйся
в предложении встречается жаргонизм зек (воровское).

ВАРИАНТ VII

Определи, какое лексическое явление встречается в предложении

То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть (Н. Некрасов)

Ответ: антонимия

Ты ведь не слышал, чего тут чернокнижник баял!

Ответ: диалектное

Был он простой парень: звёзд с неба не хватал, в теоретических вопросах путался, но практически был весьма сообразителен

Ответ: фразеологизм

Он не слушал никаких возражений, громил всех и ходил по головам, не разбирая ни врагов, ни единомышленников

Ответ: фразеологизм

Сны метели светлозмейной (А. Блок)

Ответ: окказионализм

Решение:

Найдём в каждом из предложений одно из предложенных лексических явлений.

То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть (Н. Некрасов)
в предложении встречается антонимия: слова любить, ненавидеть противоположны по значению.

Ты ведь не слышал, чего тут чернокнижник баял!
здесь встречается диалектное слово баять (говорить).

Был он простой парень: звёзд с неба не хватал, в теоретических вопросах путался, но практически был весьма сообразителен
здесь встречается фразеологизм звёзд с неба не хватал (не очень талантливый, способный).

Он не слушал никаких возражений, громил всех и ходил по головам, не разбирая ни врагов, ни единомышленников
здесь встречается фразеологизм ходить по головам (быть наглым, пробивным).

Сны метели светлозмейной (А. Блок)
здесь встречается окказионализм светлозмейная.

Скорая помощь в обучении

Поделиться:

Напишите нам:

Поиск по сайту: