1. Лексика как раздел языкознания
1.1. Омонимы: виды и особенности употребления
1.1.1. Неточности в употреблении омонимов
1.1.2. Омонимы и их значения
1.1.3. Омофоны, омографы, омоформы
1.1.4. Омонимы
1.1.5. Омонимия
1.1.6. Значения омонимов
1.1.7. Виды омонимии
1.1.8. Тренировка темы ЕГЭ. Лексические отношения
1.2. Особенности употребления паронимов
1.2.1. Паронимические пары
1.2.2. Паронимы «одеть»/«надеть»
1.2.3. Выбор паронимов
1.2.4. Паронимические ряды
1.2.5. Словосочетания с паронимами
1.2.6. Исправление ошибок при смешении паронимов
1.2.7. Паронимы
1.2.8. Тренировка темы ЕГЭ. Выбери пароним
1.2.9. Тренировка темы ЕГЭ. Выпиши пароним
1.2.10. Тренировка темы ЕГЭ. Заполни пустые клетки
1.2.11. Тренировка темы ЕГЭ. Какое слово подходит?
1.2.12. Тренировка темы ЕГЭ. Проверь паронимы
1.2.13. Тренировка темы ЕГЭ. Выбери слово по значению
1.2.14. Как на ЕГЭ (1). Различение паронимов
1.3. Синонимы: виды и особенности употребления
1.3.1. Лишнее слово
1.3.2. Нахождение доминанты
1.3.3. Цветовые синонимы
1.3.4. Поиск синонимов
1.3.5. Ввод слов в предложение
1.3.6. Стилистическая окраска синонимов
1.3.7. Редактирование текста
1.3.8. Исправление ошибок
1.3.9. Тренировка темы ЕГЭ. Соедини слова и значения
1.3.10. Тренировка темы ЕГЭ. Лексические отношения
1.3.11. Тренировка темы ЕГЭ. Значение фразеологизмов
1.3.12. Тренировка темы ЕГЭ. Какое слово?
1.4. Антонимы: виды и особенности употребления
1.4.1. Однокорневые и разнокорневые антонимы
1.4.2. Антонимические пары
1.4.3. Контекстуальные антонимы
1.4.4. Антонимы в пословицах и поговорках
1.4.5. Многозначные слова и их антонимы
1.4.6. Антитеза и оксюморон
1.4.7. Тренировка темы ЕГЭ. Лексические отношения
1.4.8. Тренировка темы ЕГЭ. Деление слов по происхождению и употреблению
1.5. Пассивная лексика
1.5.1. Активная и пассивная лексика
1.5.2. Устаревшие слова
1.5.3. Авторские неологизмы
1.5.4. Архаизмы и историзмы
1.5.5. Речевые ошибки
1.5.6. Архаизмы
1.5.7. Речевые ошибки
1.5.8. Тренировка темы ЕГЭ. Слова из разных групп
1.5.9. Тренировка темы ЕГЭ. Прямое и переносное значение
1.5.10. Тренировка темы ЕГЭ. Лексические отношения
1.5.11. Тренировка темы ЕГЭ. Значение фразеологизмов
1.5.12. Тренировка темы ЕГЭ. Употребление фразеологизмов
1.5.13. Тренировка темы ЕГЭ. Деление слов по происхождению и употреблению
1.5.14. Как решать задание ЕГЭ
1.5.15. Как на ЕГЭ (1). Поиск слова по значению и употреблению
1.5.16. Как на ЕГЭ (2). Поиск слова по значению и употреблению
1.5.17. Как на ЕГЭ (3). Поиск слова по значению и употреблению
1.5.18. Как на ЕГЭ (4). Поиск слова по значению и употреблению
2.1 Орфоэпия
2.1.1 Задание на расстановку ударений (1)
2.1.2 Задание на расстановку ударений (2)
2.1.3 Какой из вариантов правильный?
2.1.4 Какой из вариантов произнесения слова правильный?
2.1.5 Ударение в глаголах прошедшего времени
2.1.6 Куда падает ударение в сочетании существительного с предлогом?
2.1.7 Ударение в кратких прилагательных
2.1.8 Тренировка темы ЕГЭ. На какой слог падает ударение?
2.1.9 Тренировка темы ЕГЭ. Проверь ударение
3. Морфемика и словообразование
3.1. Состав слова
3.2. Словообразование и формообразование
4.1 Правописание гласных
4.2 Правописание гласных после шипящих и Ц
4.3 Правописание согласных

6.1 Предлог как служебная часть
6.1.1 Непроизводные и производные предлоги
6.1.2 Предлог и другие части речи
6.1.3 Части речи
6.1.4 Культура речи
6.1.5 Разряды предлогов
6.1.6 Предлог или другая часть речи
6.1.7 Предлоги-синонимы
6.1.8 Употребление предлогов
6.1.9 Стилистическая принадлежность предлогов
6.1.10 Решение пунктуационных задач
6.1.11 Морфологический разбор предлога
6.2. Правописание предлогов
6.2.1 Нахождение ошибок
6.2.2 Падежные окончания
6.2.3 Редактирование
6.2.4 Слитно, раздельно, через дефис
6.2.5 Созвучные слова
6.2.6 Части речи (2)
6.2.7 Решение орфографических задач
6.2.8 Решение орфографических и пунктуационных задач
6.2.9 Решение задач
6.2.10 Тренировка темы ЕГЭ. Найди слово
6.2.11 Тренировка темы ЕГЭ. Как пишется слово?
6.2.12 Тренировка темы ЕГЭ. Производные предлоги
6.2.13 Тренировка темы ЕГЭ. Определи часть речи и напиши правильно
6.2.14 Как решать задание ЕГЭ
6.2.15 Как на ЕГЭ (1). Написание слов слитно, раздельно, через дефис
6.3 Частицы
6.4 Союз. Союзные слова
6.5 Междометия. Звукоподражательные слова

1. Лексика как раздел языкознания
1.1. Омонимы: виды и особенности употребления
1.1.1. Неточности в употреблении омонимов
1.1.2. Омонимы и их значения
1.1.3. Омофоны, омографы, омоформы
1.1.4. Омонимы
1.1.5. Омонимия
1.1.6. Значения омонимов
1.1.7. Виды омонимии
1.1.8. Тренировка темы ЕГЭ. Лексические отношения
1.2. Особенности употребления паронимов
1.2.1. Паронимические пары
1.2.2. Паронимы «одеть»/«надеть»
1.2.3. Выбор паронимов
1.2.4. Паронимические ряды
1.2.5. Словосочетания с паронимами
1.2.6. Исправление ошибок при смешении паронимов
1.2.7. Паронимы
1.2.8. Тренировка темы ЕГЭ. Выбери пароним
1.2.9. Тренировка темы ЕГЭ. Выпиши пароним
1.2.10. Тренировка темы ЕГЭ. Заполни пустые клетки
1.2.11. Тренировка темы ЕГЭ. Какое слово подходит?
1.2.12. Тренировка темы ЕГЭ. Проверь паронимы
1.2.13. Тренировка темы ЕГЭ. Выбери слово по значению
1.2.14. Как на ЕГЭ (1). Различение паронимов
1.3. Синонимы: виды и особенности употребления
1.3.1. Лишнее слово
1.3.2. Нахождение доминанты
1.3.3. Цветовые синонимы
1.3.4. Поиск синонимов
1.3.5. Ввод слов в предложение
1.3.6. Стилистическая окраска синонимов
1.3.7. Редактирование текста
1.3.8. Исправление ошибок
1.3.9. Тренировка темы ЕГЭ. Соедини слова и значения
1.3.10. Тренировка темы ЕГЭ. Лексические отношения
1.3.11. Тренировка темы ЕГЭ. Значение фразеологизмов
1.3.12. Тренировка темы ЕГЭ. Какое слово?
1.4. Антонимы: виды и особенности употребления
1.4.1. Однокорневые и разнокорневые антонимы
1.4.2. Антонимические пары
1.4.3. Контекстуальные антонимы
1.4.4. Антонимы в пословицах и поговорках
1.4.5. Многозначные слова и их антонимы
1.4.6. Антитеза и оксюморон
1.4.7. Тренировка темы ЕГЭ. Лексические отношения
1.4.8. Тренировка темы ЕГЭ. Деление слов по происхождению и употреблению
1.5. Пассивная лексика
1.5.1. Активная и пассивная лексика
1.5.2. Устаревшие слова
1.5.3. Авторские неологизмы
1.5.4. Архаизмы и историзмы
1.5.5. Речевые ошибки
1.5.6. Архаизмы
1.5.7. Речевые ошибки
1.5.8. Тренировка темы ЕГЭ. Слова из разных групп
1.5.9. Тренировка темы ЕГЭ. Прямое и переносное значение
1.5.10. Тренировка темы ЕГЭ. Лексические отношения
1.5.11. Тренировка темы ЕГЭ. Значение фразеологизмов
1.5.12. Тренировка темы ЕГЭ. Употребление фразеологизмов
1.5.13. Тренировка темы ЕГЭ. Деление слов по происхождению и употреблению
1.5.14. Как решать задание ЕГЭ
1.5.15. Как на ЕГЭ (1). Поиск слова по значению и употреблению
1.5.16. Как на ЕГЭ (2). Поиск слова по значению и употреблению
1.5.17. Как на ЕГЭ (3). Поиск слова по значению и употреблению
1.5.18. Как на ЕГЭ (4). Поиск слова по значению и употреблению
2.1 Орфоэпия
2.1.1 Задание на расстановку ударений (1)
2.1.2 Задание на расстановку ударений (2)
2.1.3 Какой из вариантов правильный?
2.1.4 Какой из вариантов произнесения слова правильный?
2.1.5 Ударение в глаголах прошедшего времени
2.1.6 Куда падает ударение в сочетании существительного с предлогом?
2.1.7 Ударение в кратких прилагательных
2.1.8 Тренировка темы ЕГЭ. На какой слог падает ударение?
2.1.9 Тренировка темы ЕГЭ. Проверь ударение
3. Морфемика и словообразование
3.1. Состав слова
3.2. Словообразование и формообразование
4.1 Правописание гласных
4.2 Правописание гласных после шипящих и Ц
4.3 Правописание согласных

6.1 Предлог как служебная часть
6.1.1 Непроизводные и производные предлоги
6.1.2 Предлог и другие части речи
6.1.3 Части речи
6.1.4 Культура речи
6.1.5 Разряды предлогов
6.1.6 Предлог или другая часть речи
6.1.7 Предлоги-синонимы
6.1.8 Употребление предлогов
6.1.9 Стилистическая принадлежность предлогов
6.1.10 Решение пунктуационных задач
6.1.11 Морфологический разбор предлога
6.2. Правописание предлогов
6.2.1 Нахождение ошибок
6.2.2 Падежные окончания
6.2.3 Редактирование
6.2.4 Слитно, раздельно, через дефис
6.2.5 Созвучные слова
6.2.6 Части речи (2)
6.2.7 Решение орфографических задач
6.2.8 Решение орфографических и пунктуационных задач
6.2.9 Решение задач
6.2.10 Тренировка темы ЕГЭ. Найди слово
6.2.11 Тренировка темы ЕГЭ. Как пишется слово?
6.2.12 Тренировка темы ЕГЭ. Производные предлоги
6.2.13 Тренировка темы ЕГЭ. Определи часть речи и напиши правильно
6.2.14 Как решать задание ЕГЭ
6.2.15 Как на ЕГЭ (1). Написание слов слитно, раздельно, через дефис
6.3 Частицы
6.4 Союз. Союзные слова
6.5 Междометия. Звукоподражательные слова

Русский язык 10 класс

6 Раздел морфологии. Служебные части речи 6.5 Междометия. Звукоподражательные слова

1 Междометия

Теория:
Междометие — особый разряд слов, служащих для выражения эмоций и воли говорящего, не называя их. Междометия могут выражать радость, удивление, гнев и другие чувства.
Пример:
«Увы! не внемлет он — и не дает ответа…» (Н. Некрасов) — междометие выражает сожаление.
«Чу! за тучей прогремело, // Принахмурилась земля» (По Ф. Тютчеву) — междометие выражает волю говорящего (привлечение внимания).
У междометий нет номинативной (назывной) функции, т. е. они не называют предметов, явлений, действий или признаков. Они имеют только постоянные морфологические признаки, грамматически не связаны с другими словами в предложении и не являются членами предложения.
По происхождению междометия бывают первичные (не соотносятся с другими частями речи): ох, ай, ого — и производные (соотносятся с другими частями речи): довольно! Батюшки!
По структуре междометия бывают простыми (состоят из одного слова): эх, ура — и сложными (состоят из нескольких слов): ей-богу, ой-ой.

К междометиям близки звукоподражательные слова, но в отличие от междометий они не выражают чувств или воли говорящего, а воспроизводят звуки, которые издают люди, животные, предметы и т. д. Например: гав, тук-тук и т. п.
Сложные междометия и звукоподражательные слова пишутся через дефис: ей-богу, хи-хи-хи; му-му. Дефис не ставится в выражениях типа: ничего себе! Ишь ты!
Междометия отделяются запятыми или восклицательным знаком.

Междометия и звукоподражательные слова могут переходить в разряд знаменательных слов. При этом они приобретают те же синтаксические функции, что и знаменательное слово. Например: «Казбич, будто кошка, нырнул из-за куста, прыг сзади его на лошадь…» (М. Лермонтов) — сказуемое; «Все в партере захлопали руками и закричали браво» (Л. Толстой) — дополнение.

2 Нахождение междометий в предложениях

Найдите междометия в предложениях. Какое чувство говорящего выражает каждое?

Пример:

«Ах, как жаль!» — ах — сожаление.

Э, да это гроза! — э —    удивление
Ух! Как здорово, что ты пришла! —    ух —    радость
Ах, дом ты мой родной, зачем я уезжаю —    ах —    печаль
Ох, что за жизнь настала —    ох —    печаль
Увы, мы опоздали —    увы —    досада
Ах, какая тишина и покой! —    ах —    восхищение
Ба! Наконец-то мы встретились! —    ба —    радость
О, как прекрасно море на закате! —    о —    восхищение
Ах! Да ты провести меня хотел! —    ах —    гнев
Э, да это велосипедист! —    э —    удивление
Тьфу, снова не успел на автобус! —    тьфу —    досада
Ах ты, плут! Улизнуть от меня хотел! —    ах ты —    гнев

 

Шаги решения:

  1. Находим в предложении междометие (слово, которое выражает эмоции и волеизъявления говорящего, не называя их).
  2. По значению и контексту определяем, какое чувство выражает данное междометие.

Пример:

Э, да это гроза! — э — удивление.

3 Знаки препинания в предложениях с междометиями

Расставьте знаки препинания в предложениях.

Пример:

«Ой как больно!»

Ой, как больно!

Дудки Не пойду я туда!

Дудки! Не пойду я туда!

Ага Попался в мои сети!

Ага! Попался в мои сети!

Фу как скверно всё получилось.

Фу, как скверно всё получилось.

Господа моё почтение давно я вас не видел.

Господа, моё почтение, давно я вас не видел.

О что за сказочная картина!

О, что за сказочная картина!

Нина извини я забыл принести твою книгу.

Нина, извини, я забыл принести твою книгу.

Ужас Как ты выглядишь!

Ужас! Как ты выглядишь!

Сегодня увы занятия не было.

Сегодня, увы, занятия не было.

Ах Какая радость!

Ах! Какая радость!

Вот тебе раз Зачем же ты сказал ей об этом?

Вот тебе раз! Зачем же ты сказал ей об этом?

Батюшки Кто к нам пришёл!

Батюшки! Кто к нам пришёл!

Жизнь увы не легка.

Жизнь, увы, не легка.

 

Шаги решения:

Междометия на письме отделяются запятыми или восклицательным знаком. Они не являются членами предложения.

Пример:

«Ой, как больно!»

4 Разряды междометий

Определите разряды междометий.

Пример:

«Увы, мы опоздали»

увы — эмоциональное.

 

Батюшки! Кто к нам пришёл!

батюшки —    эмоциональное

Узнай, пожалуйста, когда прибудет поезд

пожалуйста —    этикетное

Господа, моё почтение, давно я вас не видел

моё почтение —    этикетное

Э, да это я не туда попал!

э —    эмоциональное

Ого, как ты вырос!

ого —    эмоциональное

До свидания, завтра увидимся

до свидания —    этикетное

Привет, Катюша! Как дела?

привет —    этикетное

Вот тебе раз! Зачем же ты сказал ей об этом?

вот тебе раз —    эмоциональное

Будь добра, послушай меня

будь добра —    этикетное

Будьте любезны, передайте соль

будьте любезны —    этикетное

Приготовь, пожалуйста, обед к моему приходу

пожалуйста —    этикетное

Чу, послышался хруст ветки

чу —    волеизъявительное

Нина, извини, я забыл принести твою книгу

извини —    этикетное

Ну-ка, подай мне эту доску

ну-ка —    волеизъявительное

Ух, как здорово, что ты пришёл!

ух —    эмоциональное

Ах, какая тишина и покой!

ах —    эмоциональное

Жизнь, увы, тяжела

увы —    эмоциональное

Стоп, дальше пути нет!

стоп —    волеизъявительное

На, возьми эту кисточку

на —    волеизъявительное

 

Шаги решения:

Разряды междометий

  1. эмоциональные — выражают чувства говорящего (радость, гнев, удивление, печаль, досаду и др.): ай, ой, ах, ого, бог с тобой, боже мой, браво, вот это да, вот тебе раз, ну, да ну, господи…

 

  1. волеизъявительные — выражают обращённые к людям и животным команды, призывы: фас, кис-кис, алле, цып-цып, бай-бай, тсс, стоп, алло, караул, чу, айда, марш, кыш, брысь, но, тпру, цыц, шабаш, ну-ка, ау…

 

  1. этикетные — выражают приветствие, извинение, благодарность и др.: здравствуй(те), до свидания, спасибо, благодарю, прощай(те), прости(те), пожалуйста, всего хорошего, моё почтение, привет, пока, здорово…

Источники:

Русская грамматика. Т. 1: Фонетика. Фонология. Ударение. Интонация. Словообразование. Морфология / Под общ. ред.  Ю. Шведовой. — М.: Наука, 1980. — с. 733.

5 Волеизъявительные междометия

Заполните таблицу междометиями.

Пример:

тш — требует тишины;

 

требуют тишины, внимания

побуждают к отклику

побуждают к действию или к его прекращению

чу

ау

фас

ш-ш

эге-гей

тпрру

цыц

алло

брысь

тсс

эй

но

Шаги решения:

Волеизъявительные междометия выражают обращённые к людям и животным команды, призывы.

Пример:

фас, кис-кис, алле, цып-цып, бай-бай, тсс, стоп, алло, караул, чу, айда, марш, кыш, брысь, но, тпру, цыц, шабаш, ну-ка, ау…

Они могут быть образованы путём повтора, в этом случае они пишутся через дефис.

Пример:

эге-гей, ш-ш.

6 Междометия и звукоподражательные слова

Реши орфографические задачи в словах. Найди в предложениях междометия или звукоподражательные слова, обозначь их (используй в ответе кавычки-лапки «»).

Пример:

«Ах, какая тиш_на и п_кой!»

Ах, какая тишина и покой!

ах — междометие.

 

Батюшки, вот уд_вил ты меня!

Батюшки, вот удивил ты меня!

батюшки —    междометие

У-у-у! Слыш_н гудок пар_воза.

У-у-у! Слышен гудок паровоза.

у-у-у —    звукоподражательные слова

Тсс! (Не)разг_варивайте!

Тсс! Не разговаривайте!

тсс —    междометие

Ах, как(бы) ра(с,сс)вет поскорее!

Ах, как бы рассвет поскорее!

ах —    междометие

«Но!» — крикнул кучер, и лош_ди пустились вскач_.

«Но!» — крикнул кучер, и лошади пустились вскачь.

но —    междометие

«Тяф-тяф», — смешно ла_л щ_нок.

«Тяф-тяф», — смешно лаял щенок.

тяф-тяф —    звукоподражательные слова

(Со)всех сторон слыш_лось: «Му-у-у».

Со всех сторон слышалось: «Му-у-у».

му-у-у —    звукоподражательные слова

Журавлям х_рошо: поднялся п_выше и лети, курлы-курлы-курлы.

Журавлям хорошо: поднялся повыше и лети, курлы-курлы-курлы.

курлы-курлы-курлы —    звукоподражательные слова

Се_одня, увы, нам пр_дётся ночевать в тайге.

Сегодня, увы, нам придётся ночевать в тайге.

увы —    междометие

«Мяу», — ра(з,с)далось (из)под дивана.

«Мяу», — раздалось из-под дивана.

мяу —    звукоподражательные слова

Чу! Шепчет_ся кто(то).

Чу! Шепчется кто-то.

чу —    междометие

П_тух всё ку-ку-ре-ку да ку-ку-ре-ку.

Петух всё ку-ку-ре-ку да ку-ку-ре-ку.

ку-ку-ре-ку —    звукоподражательные слова

 

Шаги решения:

Междометие — особый разряд слов, служащих для выражения эмоций и волеизъявлений говорящего, не называя их. Междометия выражают удивление, восторг, боль и другие чувства.

Пример:

«Увы! нам тот же дан удел» (В. Жуковский) — в данном случае междометие выражает сожаление.
«Чу! восклицанья послышались грозные!» (Н. Некрасов) — междометие выражает волеизъявление (побуждение к действию).

К междометиям близки звукоподражательные слова: они не выражают чувств или волеизъявлений, а являются воспроизведением различных звуков, издаваемых людьми, животными, предметами и т. д.

Пример:

кря-кря, тук-тук-тук и т. п.

Сложные междометия и звукоподражательные слова пишутся через дефис.

Пример:

ей-богу, ха-ха-ха; чик-чирик, мяу-мяу.

Дефис не пишется в таких выражениях, как приведённые в примере.

Пример:

«Боже мой!» «Чёрта с два!»

Междометия отделяются запятыми или восклицательным знаком.

7 Глагольные междометия

Найдите в предложениях глагольные междометия. Какими членами предложения они являются?

Пример:

«Он меня хвать за руку»

хвать — сказуемое.

Мосток хрусть, и он — в воде

хрусть —    сказуемое

Кот вдруг скок к нему

скок —    сказуемое

Мальчонка из окна кувырк под куст

кувырк —    сказуемое

Он поскорее дверью хлоп и спрятался

хлоп —    сказуемое

Лиса подкралась и цап утёнка

цап —    сказуемое

Он с вышки бултых в воду

бултых —    сказуемое

Он изловчился и прыг с забора

прыг —    сказуемое

И шлёп его по руке!

шлёп —    сказуемое

Вдруг что-то ба-бах!

ба-бах —    сказуемое

Он шмыг за дверь и был таков

шмыг —    сказуемое

 

Шаги решения:

Глагольное междометие состоит из основы (глагольного корня), чаще всего образуется от глаголов совершенного вида, имеющих суффикс –ну и обозначающих звучание или сильное движение, связанное с резким звуком.

Пример:

хлопнуть — хлоп, прыгнуть — прыг, булькнуть — бульк, щёлкнуть — щёлк.

Такие глагольные формы сохраняют управление глаголов, от которых они образованы (Она хлоп меня по плечу).

Глагольное междометие обозначает, что действие произошло в прошлом стремительно и неожиданно.

Пример:

«Вдруг волк к ним в двери толк» (И. А. Крылов).

Глагольные междометия в предложении являются сказуемыми. От них следует отличать звукоподражательные слова и существительные, образованные от глаголов способом нулевой суффиксации, сравните.

Пример:

«Он схватил лягушку и шлёп (шлёпнул) её об землю — глагольное междометие»; «Шлёп! На землю упала первая капля дождя» — звукоподражательное слово; «Со стены паук вдруг стук, упал, лежит» (И. А. Крылов) — глагольное междометие; «За стенкой третий день раздавался стук» — отглагольное существительное.

Источники:

Виноградов В. В. Русский язык (Грамматич. учение о слове). — М., 1947.

Реформатский А. А. Глагольные формы типа хлоп // Изв. АН СССР. Отделение лит-ры и яз. 1963. Вып. 2, Рус. грамматика. Т. 2. — М., 1980.

Земская Е. А. Междометно-глагольные слова // Рус. разговорная речь. Фонетика. Морфология. Лексика. Жест. — М., 1983.

8 Производные междометия

Определите, какой частью речи и каким членом предложения является выделенное слово.

Пример:

«Батюшки! Как ты похудел!» —

Междометие, не является членом предложения.

Довольно, не говори об этом! —

Междометие,    не является членом предложения

Она высказала мысль полно и образно. —

Наречие,    обстоятельство

Дудки, не пойду я туда! —

Междометие,    не является членом предложения

Он довольно потёр руки и улыбнулся. —

Наречие,    обстоятельство

«Караул!» — кричит соседка. —

Междометие,    не является членом предложения

У памятника стоит почётный караул. —

Существительное,    подлежащее

Виноват я перед вами, прощайте меня, если можете. —

Глагол,    сказуемое

Полно, не стоит печалиться. —

Междометие,    не является членом предложения

Ужас! Как ты выглядишь! —

Междометие,    не является членом предложения

Прощайте, скалистые горы! —

Междометие,    не является членом предложения

Дудки сделаны из дерева. —

Существительное,    подлежащее

Его вдруг охватил ужас. —

Существительное,    подлежащее

Извините меня за мою забывчивость. —

Глагол,    сказуемое

Нина, извини, я забыл тебя предупредить. —

Междометие,    не является членом предложения

Батюшки наши дружат уже много лет.  —

Существительное,    подлежащее

Батюшки! Где же ты так испачкался?! —

Междометие,    не является членом предложения

 

Шаги решения:

В русском языке есть производные междометия: они образовались в результате перехода самостоятельных слов в междометия.

К ним относятся междометия, образованные из существительных («Глупости!», «Беда!», «Крышка!», «Право!» и др.), из глаголов («Здравствуйте!», «Прощайте!» и подобных), из наречий и местоимений («То-то же!», «Полно!» и др.).

Например: «Батюшки (междометие), как ты похудел!» — «Батюшки (существительное) наши уже лет тридцать знают друг друга».

Междометия не являются членами предложения.

9 Междометия в роли самостоятельных частей речи

Определите, является или нет выделенное слово членом предложения, и если да, то каким. Решите орфографические задачи в словах.

(При необходимости использовать кавычки используй кавычки-лапки «».)

Пример:

«Я не могу д_пустить (ни)каких «ого»».

Дополнение.

Я не могу допустить никаких «ого».

Возглас «позвольте» послыш_лся с задних р_дов.

Определение

Возглас «позвольте» послышался с задних рядов.

Собака вдру(к,г) скок к н_му.

Сказуемое

Собака вдруг скок к нему.

Раскат_стое «ха-ха-ха» наруш_ло тиш_ну.

Подлежащее

Раскатистое «ха-ха-ха» нарушило тишину.

Се(г,в)одня, увы, он (не)придёт.

Не является членом предложения

Сегодня, увы, он не придёт.

(По)всему полю битвы пр_неслось громкое «ура».

Подлежащее

По всему полю битвы пронеслось громкое «ура».

Из парт_ра кр_чали «бис».

Дополнение

Из партера кричали «бис».

Я (не)хочу слыш_ть вашего «ах».

Дополнение

Я не хочу слышать вашего «ах».

Из(за) вашего «ау» я скор_ стану глухим.

Дополнение

Из-за вашего «ау» я скоро стану глухим.

Он схватил л_гушку и шлёп её об землю.

Сказуемое

Он схватил лягушку и шлёп её об землю.

Её искре(н,нн)ее «ой» тронул_ меня до глубины души.

Подлежащее

Её искреннее «ой» тронуло меня до глубины души.

Здра_ствуйте мои дорогие! Давно я не вид_л вас.

Не является членом предложения

Здравствуйте, мои дорогие! Давно я не видел вас.

Чу! Ш_пот какой(то).

Не является членом предложения

Чу! Шёпот какой-то.

За твоё «прости» я о(д,т)дам многое.

Дополнение

За твоё «прости» я отдам многое.

Олег, пожалу_ста, пер_дай мне книгу.

Не является членом предложения

Олег, пожалуйста, передай мне книгу.

Ох — межд_метие.

Подлежащее

Ох — междометие.

Пр_каз «стоп» застал меня (в)расплох.

Определение

Приказ «стоп» застал меня врасплох.

 

Шаги решения:

Междометия могут выступать в роли самостоятельных частей речи. В этом случае они являются членами предложения.

Пример:

«Твоё ах опоздало» (ах — в роли существительного, в предложении является подлежащим).

10 Морфологический разбор междометия

Сделайте морфологический разбор междометий. Пример: образец разбора. — Хлам везде, пыль, не прибрано — ай-ай! (М. Горький)
  1. Ай-ай — междометие;
  2. первичное;
  3. сложное;
  4. эмоциональное;
  5. не является членом предложения.
Батюшки! Как здорово, что ты пришёл. 1.    Батюшки —    междометие; 2.    производное; 3.    простое; 4.    эмоциональное; 5.    не является членом предложения
Эге-гей, кто тут есть? 1.    Эге-гей —    междометие; 2.    первичное; 3.    сложное; 4.    волеизъявительное; 5.    не является членом предложения
Прощайте, скалистые горы! 1.    Прощайте —    междометие; 2.    производное; 3.    простое; 4.    этикетное; 5.    не является членом предложения
Э, да это я не туда попал! 1.    Э —    междометие; 2.    первичное; 3.    простое; 4.    эмоциональное; 5.    не является членом предложения
Господи, какая тишина и покой! 1.    Господи —    междометие; 2.    производное; 3.    простое; 4.    эмоциональное; 5.    не является членом предложения
«Тпрру!» — кучер сдерживал лошадей. 1.    Тпрру —    междометие; 2.    первичное; 3.    простое; 4.    волеизъявительное; 5.    не является членом предложения
Ох, что за жизнь настала. 1.    Ох —    междометие; 2.    первичное; 3.    простое; 4.    эмоциональное; 5.    не является членом предложения
Здравствуйте, рад вас видеть! 1.    Здравствуйте —    междометие; 2.    производное; 3.    простое; 4.    этикетное; 5.    не является членом предложения
Дети, марш домой! 1.    Марш —    междометие; 2.    первичное; 3.    простое; 4.    волеизъявительное; 5.    не является членом предложения
  Шаги решения: Морфологический разбор междометия Порядок разбора:
  1. часть речи.
  2. Первичное или производное.
  3. Простое или сложное.
  4. Разряд.
  5. Синтаксическая функция.
  Образец разбора «Ай-яй-яй», — посочувствовал Остап (И. Ильф и Е. Петров).
  1. Ай-яй-яй — междометие.
  2. Первичное.
  3. Сложное.
  4. Эмоциональное.
  5. Не является членом предложения.
Источники: Русская грамматика. Т. 1: Фонетика. Фонология. Ударение. Интонация. Словообразование. Морфология / Под общ. ред. Ю. Шведовой. — М.: Наука, 1980. — с. 732–735.

Скорая помощь в обучении

Поделиться:

Напишите нам:

Поиск по сайту: