1. Лексика как раздел языкознания
1.1. Омонимы: виды и особенности употребления
1.1.1. Неточности в употреблении омонимов
1.1.2. Омонимы и их значения
1.1.3. Омофоны, омографы, омоформы
1.1.4. Омонимы
1.1.5. Омонимия
1.1.6. Значения омонимов
1.1.7. Виды омонимии
1.1.8. Тренировка темы ЕГЭ. Лексические отношения
1.2. Особенности употребления паронимов
1.2.1. Паронимические пары
1.2.2. Паронимы «одеть»/«надеть»
1.2.3. Выбор паронимов
1.2.4. Паронимические ряды
1.2.5. Словосочетания с паронимами
1.2.6. Исправление ошибок при смешении паронимов
1.2.7. Паронимы
1.2.8. Тренировка темы ЕГЭ. Выбери пароним
1.2.9. Тренировка темы ЕГЭ. Выпиши пароним
1.2.10. Тренировка темы ЕГЭ. Заполни пустые клетки
1.2.11. Тренировка темы ЕГЭ. Какое слово подходит?
1.2.12. Тренировка темы ЕГЭ. Проверь паронимы
1.2.13. Тренировка темы ЕГЭ. Выбери слово по значению
1.2.14. Как на ЕГЭ (1). Различение паронимов
1.3. Синонимы: виды и особенности употребления
1.3.1. Лишнее слово
1.3.2. Нахождение доминанты
1.3.3. Цветовые синонимы
1.3.4. Поиск синонимов
1.3.5. Ввод слов в предложение
1.3.6. Стилистическая окраска синонимов
1.3.7. Редактирование текста
1.3.8. Исправление ошибок
1.3.9. Тренировка темы ЕГЭ. Соедини слова и значения
1.3.10. Тренировка темы ЕГЭ. Лексические отношения
1.3.11. Тренировка темы ЕГЭ. Значение фразеологизмов
1.3.12. Тренировка темы ЕГЭ. Какое слово?
1.4. Антонимы: виды и особенности употребления
1.4.1. Однокорневые и разнокорневые антонимы
1.4.2. Антонимические пары
1.4.3. Контекстуальные антонимы
1.4.4. Антонимы в пословицах и поговорках
1.4.5. Многозначные слова и их антонимы
1.4.6. Антитеза и оксюморон
1.4.7. Тренировка темы ЕГЭ. Лексические отношения
1.4.8. Тренировка темы ЕГЭ. Деление слов по происхождению и употреблению
1.5. Пассивная лексика
1.5.1. Активная и пассивная лексика
1.5.2. Устаревшие слова
1.5.3. Авторские неологизмы
1.5.4. Архаизмы и историзмы
1.5.5. Речевые ошибки
1.5.6. Архаизмы
1.5.7. Речевые ошибки
1.5.8. Тренировка темы ЕГЭ. Слова из разных групп
1.5.9. Тренировка темы ЕГЭ. Прямое и переносное значение
1.5.10. Тренировка темы ЕГЭ. Лексические отношения
1.5.11. Тренировка темы ЕГЭ. Значение фразеологизмов
1.5.12. Тренировка темы ЕГЭ. Употребление фразеологизмов
1.5.13. Тренировка темы ЕГЭ. Деление слов по происхождению и употреблению
1.5.14. Как решать задание ЕГЭ
1.5.15. Как на ЕГЭ (1). Поиск слова по значению и употреблению
1.5.16. Как на ЕГЭ (2). Поиск слова по значению и употреблению
1.5.17. Как на ЕГЭ (3). Поиск слова по значению и употреблению
1.5.18. Как на ЕГЭ (4). Поиск слова по значению и употреблению
2.1 Орфоэпия
2.1.1 Задание на расстановку ударений (1)
2.1.2 Задание на расстановку ударений (2)
2.1.3 Какой из вариантов правильный?
2.1.4 Какой из вариантов произнесения слова правильный?
2.1.5 Ударение в глаголах прошедшего времени
2.1.6 Куда падает ударение в сочетании существительного с предлогом?
2.1.7 Ударение в кратких прилагательных
2.1.8 Тренировка темы ЕГЭ. На какой слог падает ударение?
2.1.9 Тренировка темы ЕГЭ. Проверь ударение
3. Морфемика и словообразование
3.1. Состав слова
3.2. Словообразование и формообразование
4.1 Правописание гласных
4.2 Правописание гласных после шипящих и Ц
4.3 Правописание согласных

6.1 Предлог как служебная часть
6.1.1 Непроизводные и производные предлоги
6.1.2 Предлог и другие части речи
6.1.3 Части речи
6.1.4 Культура речи
6.1.5 Разряды предлогов
6.1.6 Предлог или другая часть речи
6.1.7 Предлоги-синонимы
6.1.8 Употребление предлогов
6.1.9 Стилистическая принадлежность предлогов
6.1.10 Решение пунктуационных задач
6.1.11 Морфологический разбор предлога
6.2. Правописание предлогов
6.2.1 Нахождение ошибок
6.2.2 Падежные окончания
6.2.3 Редактирование
6.2.4 Слитно, раздельно, через дефис
6.2.5 Созвучные слова
6.2.6 Части речи (2)
6.2.7 Решение орфографических задач
6.2.8 Решение орфографических и пунктуационных задач
6.2.9 Решение задач
6.2.10 Тренировка темы ЕГЭ. Найди слово
6.2.11 Тренировка темы ЕГЭ. Как пишется слово?
6.2.12 Тренировка темы ЕГЭ. Производные предлоги
6.2.13 Тренировка темы ЕГЭ. Определи часть речи и напиши правильно
6.2.14 Как решать задание ЕГЭ
6.2.15 Как на ЕГЭ (1). Написание слов слитно, раздельно, через дефис
6.3 Частицы
6.4 Союз. Союзные слова
6.5 Междометия. Звукоподражательные слова

1. Лексика как раздел языкознания
1.1. Омонимы: виды и особенности употребления
1.1.1. Неточности в употреблении омонимов
1.1.2. Омонимы и их значения
1.1.3. Омофоны, омографы, омоформы
1.1.4. Омонимы
1.1.5. Омонимия
1.1.6. Значения омонимов
1.1.7. Виды омонимии
1.1.8. Тренировка темы ЕГЭ. Лексические отношения
1.2. Особенности употребления паронимов
1.2.1. Паронимические пары
1.2.2. Паронимы «одеть»/«надеть»
1.2.3. Выбор паронимов
1.2.4. Паронимические ряды
1.2.5. Словосочетания с паронимами
1.2.6. Исправление ошибок при смешении паронимов
1.2.7. Паронимы
1.2.8. Тренировка темы ЕГЭ. Выбери пароним
1.2.9. Тренировка темы ЕГЭ. Выпиши пароним
1.2.10. Тренировка темы ЕГЭ. Заполни пустые клетки
1.2.11. Тренировка темы ЕГЭ. Какое слово подходит?
1.2.12. Тренировка темы ЕГЭ. Проверь паронимы
1.2.13. Тренировка темы ЕГЭ. Выбери слово по значению
1.2.14. Как на ЕГЭ (1). Различение паронимов
1.3. Синонимы: виды и особенности употребления
1.3.1. Лишнее слово
1.3.2. Нахождение доминанты
1.3.3. Цветовые синонимы
1.3.4. Поиск синонимов
1.3.5. Ввод слов в предложение
1.3.6. Стилистическая окраска синонимов
1.3.7. Редактирование текста
1.3.8. Исправление ошибок
1.3.9. Тренировка темы ЕГЭ. Соедини слова и значения
1.3.10. Тренировка темы ЕГЭ. Лексические отношения
1.3.11. Тренировка темы ЕГЭ. Значение фразеологизмов
1.3.12. Тренировка темы ЕГЭ. Какое слово?
1.4. Антонимы: виды и особенности употребления
1.4.1. Однокорневые и разнокорневые антонимы
1.4.2. Антонимические пары
1.4.3. Контекстуальные антонимы
1.4.4. Антонимы в пословицах и поговорках
1.4.5. Многозначные слова и их антонимы
1.4.6. Антитеза и оксюморон
1.4.7. Тренировка темы ЕГЭ. Лексические отношения
1.4.8. Тренировка темы ЕГЭ. Деление слов по происхождению и употреблению
1.5. Пассивная лексика
1.5.1. Активная и пассивная лексика
1.5.2. Устаревшие слова
1.5.3. Авторские неологизмы
1.5.4. Архаизмы и историзмы
1.5.5. Речевые ошибки
1.5.6. Архаизмы
1.5.7. Речевые ошибки
1.5.8. Тренировка темы ЕГЭ. Слова из разных групп
1.5.9. Тренировка темы ЕГЭ. Прямое и переносное значение
1.5.10. Тренировка темы ЕГЭ. Лексические отношения
1.5.11. Тренировка темы ЕГЭ. Значение фразеологизмов
1.5.12. Тренировка темы ЕГЭ. Употребление фразеологизмов
1.5.13. Тренировка темы ЕГЭ. Деление слов по происхождению и употреблению
1.5.14. Как решать задание ЕГЭ
1.5.15. Как на ЕГЭ (1). Поиск слова по значению и употреблению
1.5.16. Как на ЕГЭ (2). Поиск слова по значению и употреблению
1.5.17. Как на ЕГЭ (3). Поиск слова по значению и употреблению
1.5.18. Как на ЕГЭ (4). Поиск слова по значению и употреблению
2.1 Орфоэпия
2.1.1 Задание на расстановку ударений (1)
2.1.2 Задание на расстановку ударений (2)
2.1.3 Какой из вариантов правильный?
2.1.4 Какой из вариантов произнесения слова правильный?
2.1.5 Ударение в глаголах прошедшего времени
2.1.6 Куда падает ударение в сочетании существительного с предлогом?
2.1.7 Ударение в кратких прилагательных
2.1.8 Тренировка темы ЕГЭ. На какой слог падает ударение?
2.1.9 Тренировка темы ЕГЭ. Проверь ударение
3. Морфемика и словообразование
3.1. Состав слова
3.2. Словообразование и формообразование
4.1 Правописание гласных
4.2 Правописание гласных после шипящих и Ц
4.3 Правописание согласных

6.1 Предлог как служебная часть
6.1.1 Непроизводные и производные предлоги
6.1.2 Предлог и другие части речи
6.1.3 Части речи
6.1.4 Культура речи
6.1.5 Разряды предлогов
6.1.6 Предлог или другая часть речи
6.1.7 Предлоги-синонимы
6.1.8 Употребление предлогов
6.1.9 Стилистическая принадлежность предлогов
6.1.10 Решение пунктуационных задач
6.1.11 Морфологический разбор предлога
6.2. Правописание предлогов
6.2.1 Нахождение ошибок
6.2.2 Падежные окончания
6.2.3 Редактирование
6.2.4 Слитно, раздельно, через дефис
6.2.5 Созвучные слова
6.2.6 Части речи (2)
6.2.7 Решение орфографических задач
6.2.8 Решение орфографических и пунктуационных задач
6.2.9 Решение задач
6.2.10 Тренировка темы ЕГЭ. Найди слово
6.2.11 Тренировка темы ЕГЭ. Как пишется слово?
6.2.12 Тренировка темы ЕГЭ. Производные предлоги
6.2.13 Тренировка темы ЕГЭ. Определи часть речи и напиши правильно
6.2.14 Как решать задание ЕГЭ
6.2.15 Как на ЕГЭ (1). Написание слов слитно, раздельно, через дефис
6.3 Частицы
6.4 Союз. Союзные слова
6.5 Междометия. Звукоподражательные слова

Русский язык 10 класс

3 Морфемика и словообразование. 3.1 Состав слова

1 Состав слова. Теория

В русском языке слова состоят из частей, которые называются морфемами.
Морфема — минимальная (нечленимая) значимая часть слова.
По некоторым признакам морфема схожа со словом, однако между ними есть ряд отличий:
1) слова функционируют самостоятельно, а морфемы — только в составе слова;
2) из морфем «строятся» слова, а из слов — предложения;
3) слова всегда принадлежат к определённой части речи, у морфем нет лексико-грамматической соотнесённости.

Основа слова может состоять из одной морфемы (корня) или нескольких:
стол (корень + нулевое окончание);
учитель-ств-о (корень + суффикс + окончание).

Морфемы делятся на корневые и аффиксальные.
Корневая морфема (корень слова)
Корень — это общая неделимая часть родственных слов, являющаяся носителем основного лексического значения.
Пример:
вода, водовоз, подводный, водяной, водораздел.
Корень выделяется в слове путём подбора и сопоставления родственных слов.
К корню могут присоединяться другие морфемы, конкретизирующие значение слова.
Пример:
писать, писатель, письмо, пишущий, подпись, список.
В корне слова могут происходить различные чередования гласных и согласных.
Пример:
разбирать — разберу; касаться — коснуться; сразить — сражу; лицо — личный; корм — кормление.
Аффиксальные морфемы
В слове, которое разбивается на морфемы, помимо корня выделяются аффиксы: приставка (префикс), суффикс, окончание (флексия), соединительные гласные о, е (интерфиксы) и постфикс –сь(–ся).

Аффиксы делятся на словообразующие и формообразующие.

Словообразующие аффиксы употребляются для образования новых слов.
Пример:
учитель — учительница; солдат — солдатики.
Формообразующие аффиксы используются для образования грамматических форм одного и того же слова. Эти аффиксы, следовательно, имеют только грамматическое значение.
Пример:
бел/ый (им. п., ед. ч., м. р.) — бел/ому (дат. п., ед. ч., м. р.).
Приставка (префикс) — значимая часть слова, которая находится перед корнем (или перед другой приставкой) и служит для образования новых слов или грамматических форм одного и того же слова.
Пример:
бежать — пробежать; город — пригород; много — немного; читать — перечитать.
Суффикс — значимая часть слова, которая находится после корня (или другого суффикса) и служит для образования новых слов или грамматических форм слова.
Пример:
спать, идти, знал, где –ть, –ти, –л — формообразующие суффиксы (–ть, –ти — инфинитива; –л — прошедшего времени);

строитель, актёр, где –тель, –ёр — словообразующие суффиксы (выражают значение лица);

заячий, отцов, где –ий, –ов — словообразующие суффиксы
(служат для образования притяжательных прилагательных).
Соединительные гласные о, е (интерфиксы) — словообразующие аффиксы, которые выполняют в слове функцию соединительных элементов.
Пример:
пароход, овощерезка.
Окончание (флексия) — изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в словосочетании и предложении.
Окончание — формообразующий аффикс, так как выражает грамматическое значение.
Пример:
окно, где –о — окончание существительного в форме среднего рода, единственного числа, именительного (винительного) падежа;

живут, где –ут — окончание глагола в форме I спряжения, 3-го лица, множественного числа, настоящего (будущего) времени;

весёлый, где –ый — окончание прилагательного в форме единственного числа, мужского рода, именительного падежа.
Окончание может быть материально выражено или не выражено (нулевое окончание). Например, в слове «стул» — нулевое окончание. Ср.: у стул-а, к стул-у, на стул-е.
В неизменяемых словах окончание отсутствует.
Пример:
метро, боа, сидя, написав, громко, вчера.
Постфикс — аффиксальная морфема, которая находится после окончания и служит для образования грамматических форм слова (формообразующий постфикс) или нового слова (словообразующий постфикс).
Пример:
писать книгу — книга пишется (–ся — формообразующий постфикс, служит для образования страдательного залога глагола);

трясти — трястись («бояться»; –сь — словообразующий постфикс, служит для образования нового слова).

2 Поиск корня

Выпиши корни слов.

Пример:

глагол «задремать» — корень «дрем»;

холодно — холод

вязаный — вяз

отцовский — отц

назвать — зв

водить — вод

освежить — свеж

здравствуйте — здрав

отвлекать — влек

пугать — пуг

словарный — слов

паводок — вод

узнать — зна

поленница — полен

ячменный — ячмен

белизна — бел

обнаружить — наруж

подводный — вод

перейти — й

утренник — утр

уснуть — сн

бесстрашный — страш

подводный — вод

белочка — белоч

ранний — ран

конец — конец

павиан — павиан

подушка — подушк

бедственное — бед

обсуждать — сужд

придомовая — дом

переписываться — пис

разузнать — зна

маленький — мал

влюблённые — любл

способность — способн

белый — бел

медвежий — медвеж

винный — вин

белила — бел

обойти — й

 

Шаги решения:

Так как корень — это общая неделимая часть родственных слов, её легко выделить путём подбора и сравнения родственных слов.

Сравни слова: задремать, дремать, задремлем, дремлющий, дремлет.

Неизменяющаяся часть слова и есть корень.

В русском языке встречаются и сложные случаи, в которых корнем является одна или две буквы. Но и в таких случаях корень легко выделить с помощью подбора родственных слов.

Пример:

слово «жать» состоит из корня «ж» и двух глагольных суффиксов «а» и «ть»;

слово «бить» состоит из корня «б» и двух глагольных суффиксов «и» и «ть».

3 Какая буква пропущена?

В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

Пример:

1)   пр_увеличивать, пр_школьный, пр_подавать;

2)   и_черпать, ра_пределить, бе_цельный;

3)   пре_писание, по_клеить, о_давать;

4)   дез_нфекция, под_тожить, небез_звестный.

Правильный ответ: 2, иСчерпать, раСпределить, беСцельный.

по_кидывать, по_красться, пре_сказать

раз_грать, пост_нфарктный, пред_сторический

о_бойный, о_гадать, по_красться

раз_езд, бар_ерный, в_юга

Ответ: подкидывать, подкрасться, предсказать

о_переть, о_гадать, по_кинуть

бар_ерный, с_язвить, обез_яна

по_кладка, о_бойный, на_строчный

в_юга, бар_ерный, обез_яна

Ответ: вьюга, барьерный, обезьяна

пр_встать, пр_клеить, пр_школьный

на_граться, сверх_нсвестиции, из_скать

по_кладка, о_бойный, на_строчный

бар_ерный, с_язвить, обез_яна

Ответ: привстать, приклеить, пришкольный

пр_казать, пр_мудрая, пр_льнуть

раз_езд, в_явь, пред_юбилейный

пре_сказать, по_кинутый, о_гаданный

пр_увеличить, пр_сказка, пр_уроченный

Ответ: разъезд, въявь, предъюбилейный

раз_грать, пост_нфарктный, пред_сторический

пр_вращать, пр_образить, пр_красный

по_кладка, о_бойный, на_строчный

на_граться, сверх_нвестиции, из_скать

Ответ: превращать, преобразить, прекрасный

 

Шаги решения:

Для самопроверки обращайся к следующим правилам:

буквы Ы и И после приставок;

приставки РАС и РОС;

неизменяемые приставки;

разделительные Ъ и Ь.

4 Поиск окончаний

Выпиши окончание. Если у слова нет окончания — запиши «Нет» (с заглавной буквы без точки в конце); если окончание нулевое — впиши в графу цифру 0.

Пример:

брат — нулевое окончание. Ответ: 0;

отруби —    и

зайдя —    Нет

долото —    о

уха —    а

плохо —    Нет

глядя —    Нет

брат —    0

радио —    Нет

подсмотрев —    Нет

парашют —    0

титул —    0

заячий —    0

село —    о

ночь —    0

облако —    о

месье —    Нет

кружки —    и

антракт —    0

сердце —    е

конь —    0

пароход —    0

кафе —    Нет

лисий —    0

кофе —    Нет

пальто —    Нет

увидев —    Нет

победа —    а

красивый —    ый

маме —    е

где —    Нет

перепись —    0

 

Шаги решения:

Большинство русских слов в словосочетаниях и предложениях изменяется.

Окончание, образуя формы слова, служит для связи слов и выражает их грамматические значения (например, числа, падежа, лица).

Пример:

стола — окончание а. Это окончание существительного, выражающее значение мужского рода, единственного числа, родительного падежа.

Стол — нулевое окончание. В этой форме слова окончания не видно, но и нулевое окончание выражает своё значение — мужского рода, единственного числа, именительного падежа.

Пальто — нет окончания. У слова «пальто» нет окончания, так как оно не изменяется.

Нулевое окончание:

1) окончание не выражено звуком (на письме — буквой): пруд, глубок;

2) нет окончания в неизменяемых словах: вниз, верх, пальто, метро, кофе.

Безударные окончания имён прилагательных проверяй по вопросу.

Пример:

о книге (Какой? –ой, –ей) интересной.

К дереву (Какому? –ому, –ему) высокому.

Кустарник (Какой? –ой, –ый, –ий) колючий.

Есть правило, касающееся имён прилагательных на

–ий, –ья, –ье, –ые.

Пример:

лисий, лисья, лисье, лисьи —

во всех формах таких прилагательных, кроме именительного и винительного падежей ед. ч. м. р., перед окончанием пишется Ь.

Пример:

лисий, лисьего, лисьему, лисьем, лисьих.

5 Распределение окончаний

Выпиши слова в три столбика:
с материально выраженным окончанием, с нулевым окончанием,  не имеющие окончания.

Пример:

книги — окончание и. Ответ: материально выраженное окончание;


вглубь, делом, придумал, кино, живой, враг

материально

выраженное

нулевое

нет окончания

делом

придумал

кино

живой

враг

вглубь

 

мышь, издалека, словом, привлекателен, отойдя, стены

материально

выраженное

нулевое

нет окончания

словом

привлекателен

отойдя

стены

мышь

издалека

 

вглубь, берите, чулок, убирая, озеро, папин

материально

выраженное

нулевое

нет окончания

берите

чулок

убирая

озеро

папин

вглубь

 

гусь, пальто, берите, прочитал, шоссе, стены

материально

выраженное

нулевое

нет окончания

берите

прочитал

шоссе

стены

гусь

пальто

 

ночью, таракан, предполагая, столу, гусь, радио

материально

выраженное

 нулевое

 нет окончания

ночью

таракан

предполагая

столу

гусь

радио

 

издалека, книжечка, шёл, безжалостно, село, волк

материально

выраженное

нулевое

нет окончания

книжечка

шёл

безжалостно

село

волк

издалека

 

грустен, отойдя, лесенка, мышь, радио, берите

материально

выраженное

нулевое

нет окончания

берите

грустен

отойдя

лесенка

мышь

радио

 

Шаги решения:

Окончание может быть материально выраженным и материально невыраженным (нулевым).

Материально выраженное окончание передаётся на письме и выражено звуками в речи.

Пример:

стола — окончание а.

Это окончание существительного, выражающее значение мужского рода, единственного числа, родительного падежа.

В русском языке существует значительное число слов, которые не имеют окончания в силу того, что не изменяются.

Это: наречия, деепричастия, сравнительная степень прилагательного, некоторые существительные (пальто, шоссе), некоторые прилагательные (беж, мини), некоторые притяжательные местоимения (его, её, их).

Пример:

пальто — нет окончания. У слова «пальто» нет окончания, так как оно не изменяется.

Слова, не имеющие окончаний, не следует путать со словами, имеющими нулевое окончание.

Нулевое окончание противопоставляется окончанию материально выраженному.

Следовательно, нулевое окончание — это такая значимая, материально не выраженная часть слова, которая выделяется в слове при сопоставлении его с другими формами, имеющими материально выраженные морфемы.

Пример:

стол — нулевое окончание. В этой форме слова окончания не видно, но и нулевое окончание выражает своё значение — мужского рода, единственного числа, именительного падежа.

6 Разбор слова по составу (1)

Разбери слова по составу. Если какая-то из частей слова отсутствует, оставь графу пустой, если окончание нулевое, отметь его цифрой 0. Если в слове две приставки, перечисли приставки через запятую с пробелом.

Подсказка: показатель инфинитива считается суффиксом, а не окончанием.

Пример:

соавтор (приставка — со, корень — автор, окончание — 0);

1.

подкрасться

 

2.

раскрашенный

 

3.

нагреться

 

приставка

под

приставка

рас

приставка

на

корень

крас

корень

краш

корень

гре

суффикс

ть

суффикс

енн

суффикс

ть

окончание

 

окончание

ый

окончание

 

постфикс

ся

постфикс

 

постфикс

ся

 

1.

прыжок

 

2.

мышь

 

3.

огниво

 

приставка

 

приставка

 

приставка

 

корень

прыж

корень

мышь

корень

огн

суффикс

ок

суффикс

 

суффикс

ив

окончание

0

окончание

0

окончание

о

постфикс

 

постфикс

 

постфикс

 

 

1.

пальто

 

2.

бабуся

 

3.

старость

 

приставка

 

приставка

 

приставка

 

корень

пальто

корень

баб

корень

стар

суффикс

 

суффикс

ус

суффикс

ость

окончание

 

окончание

я

окончание

0

постфикс

 

постфикс

 

постфикс

 

 

1.

божество

 

2.

отжим

 

3.

счастье

 

приставка

 

приставка

от

приставка

 

корень

бож

корень

жим

корень

счасть

суффикс

еств

суффикс

 

суффикс

 

окончание

о

окончание

0

окончание

е

постфикс

 

постфикс

 

постфикс

 

 

1.

отмыться

 

2.

белизна

 

3.

солёный

 

приставка

от

приставка

 

приставка

 

корень

мы

корень

бел

корень

сол

суффикс

ть

суффикс

изн

суффикс

ён

окончание

 

окончание

а

окончание

ый

постфикс

ся

постфикс

 

постфикс

 

 

1.

переделан

 

2.

петлица

 

3.

счётчик

 

приставка

пере

приставка

 

приставка

с

корень

дел

корень

петл

корень

чёт

суффикс

ан

суффикс

иц

суффикс

чик

окончание

0

окончание

а

окончание

0

постфикс

 

постфикс

 

постфикс

 

 

1.

расположен

 

2.

окно

 

3.

огниво

 

приставка

рас, по

приставка

 

приставка

 

корень

лож

корень

окн

корень

огн

суффикс

ен

суффикс

 

суффикс

ив

окончание

0

окончание

о

окончание

о

постфикс

 

постфикс

 

постфикс

 

 

Шаги решения:

  1. При разборе слова сначала следует найти корень.

Так как корень — это общая неделимая часть родственных слов, её легко выделить путём подбора и сравнения родственных слов.

Сравни слова: задремать, дремать, задремлем, дремлющий, дремлет. Неизменяющаяся часть слова (дрем) и есть корень.

  1. Приставка — это значимая часть слова, стоящая перед корнем. Зная, где находится корень, легко найти и приставку: за-дрем-ать. Приставка — за.
  2. Суффикс — это значимая часть слова, стоящая после корня. Суффиксы помогают образовать новое слово или другую грамматическую форму.
    Например, в слове «вез-ти» к корню «вез» прибавляется суффикс «–ти», благодаря этому образуется неопределённая форма глагола.
  3. Окончание — это изменяемая часть слова. Попробуй просклонять слово «мама»: мамы, маме, маму и т. д. Меняющаяся часть и будет окончанием.

5. Постфикс — часть слова, следующая за окончанием, помогает образовывать новое слово или новую грамматическую форму. Например, постфикс «–ся», прибавленный к слову «отправить», образует глагол в страдательном залоге «отправиться».

7 Поиск суффиксов

Один или два суффикса в этих словах? Правильно раздели стоящие рядом суффиксы и каждый впиши в свою графу. Если суффикс один — оставь вторую графу пустой.

 

папин

ин

 

строитель

и

тель

крёстный

н

 

знающий

ющ

 

украсть

ть

 

боровик

ов

ик

милее

ее

 

кокетство

ств

 

устать

а

ть

мореплаватель

а

тель

трусиха

их

 

отдохнуть

ну

ть

плавая

а

я

промышленность

енн

ость

сельский

ск

 

снежно

н

о

водоплавающее

а

ющ

боксёр

ёр

 

речная

н

 

устала

а

л

распоряжение

ени

 

заячий

ий

 

требование

ова

ни

хозяйство

ств

 

существо

еств

 

думающий

а

ющ

учитель

и

тель

устаревший

е

вш

огнетушитель

и

тель

 

Шаги решения:

Суффикс — это значимая часть слова, стоящая после корня. Суффиксы помогают образовать новое слово или другую грамматическую форму.

В слове может быть как один, так и несколько суффиксов, но каждый из них выполняет свою функцию.

В слове «мычала» — два суффикса. Суффикс «а» — глагольный суффикс, он присутствует и в слове «мычать», а у глагольного суффикса «л» другая функция: он указывает на форму прошедшего времени.

8 Значение суффиксов

Выпиши суффиксы, выражающие значения: инфинитива, прошедшего времени, лица или притяжательного прилагательного.

Какое из этих значений выражает выписанный суффикс? Словообразовательным или формообразовательным аффиксом он является?

Пример:

мечтатель. Суффикс: тель, выражает значение: лица, является: словообразовательным аффиксом;

везти.

Суффикс:    ти,

выражает значение:    инфинитива,

является:    формообразовательным аффиксом

тереть.

Суффикс:    ть,

выражает значение:    инфинитива,

является:    формообразовательным аффиксом

трясти.

Суффикс:    ти,

выражает значение:    инфинитива,

является:    формообразовательным аффиксом

плести.

Суффикс:    ти,

выражает значение:    инфинитива,

является:    формообразовательным аффиксом;

сестрин.

Суффикс:    ин,

выражает значение:    притяжательного прилагательного,

является:    словообразовательным аффиксом

медвежий.

Суффикс:    ий,

выражает значение:    притяжательного прилагательного,

является:    словообразовательным аффиксом

мести.

Суффикс:    ти,

выражает значение:    инфинитива,

является:    формообразовательным аффиксом

писать.

Суффикс:    ть,

выражает значение:    инфинитива,

является:    формообразовательным аффиксом;

терпеть.

Суффикс:    ть,

выражает значение:    инфинитива,

является:    формообразовательным аффиксом

заячий.

Суффикс:    ий,

выражает значение:    притяжательного прилагательного,

является:    словообразовательным аффиксом

учитель.

Суффикс:    тель,

выражает значение:    лица,

является:    словообразовательным аффиксом

грести.

Суффикс:    ти,

выражает значение:    инфинитива,

является:    формообразовательным аффиксом

 

Шаги решения:

Существуют формообразующие и словообразующие аффиксы.

Формообразующие аффиксы меняют форму слова.

Пример:

слово «гореть» + суффикс «л» образуют форму прошедшего времени глагола: «горел».

Значит, суффикс является формообразующим.

Словообразующие аффиксы создают новое слово.

Пример:

слово «мечтать» + суффикс «тель» образуют новое слово со значением лица: «мечтатель».

Значит, суффикс является словообразующим.

9 Разбор слова по составу (2)

Разбери слова по составу. Считай –ть суффиксом. Если какая-то из частей слова отсутствует, оставь графу пустой, если окончание нулевое, отметь его цифрой 0.

Пример:

соавтор (приставка — со, корень — автор, окончание — 0);

изготовить.

Приставки:    из

корень:    готов

суффиксы:    и   ть

окончание:   

постфикс:   

пережёвываться.

Приставки:    пере

корень:    жёв

суффиксы:    ыва   ть

окончание:   

постфикс:    ся

наспех.

Приставки:    на

корень:    спех

суффиксы:   

окончание:   

постфикс:   

недосбор.

Приставки:    недо   с

корень:    бор

суффиксы:   

окончание:   

постфикс:   

переругаться.

Приставки:    пере

корень:    руг

суффиксы:    а   ть

окончание:   

постфикс:    ся

отпировать.

Приставки:    от

корень:    пир

суффиксы:    ова   ть

окончание:   

постфикс:   

перелёт.

Приставки:    пере

корень:    лёт

суффиксы:   

окончание:   

постфикс:   

пересмешник.

Приставки:    пере

корень:    смеш

суффиксы:    ник

окончание:   

постфикс:   

исподтишка.

Приставки:    ис   под

корень:    тиш

суффиксы:    к   а

окончание:   

постфикс:   

недосып (т.е. отсутствие сна).

Приставки:    недо

корень:    сып

суффиксы:   

окончание:   

постфикс:   

перевыполнить.

Приставки:    пере   вы

корень:    полн

суффиксы:    и   ть

окончание:   

постфикс:   

пережить.

Приставки:    пере

корень:    жи

суффиксы:    ть

окончание:   

постфикс:   

безразмерный.

Приставки:    без   раз

корень:    мер

суффиксы:    н

окончание:    ый

постфикс:   

чиновник.

Приставки:   

корень:    чин

суффиксы:    овн   ик

окончание:   

постфикс:   

загрубелый.

Приставки:    за

корень:    груб

суффиксы:    е   л

окончание:    ый

постфикс:   

пирожок.

Приставки:   

корень:    пирож

суффиксы:    ок

окончание:   

постфикс:   

перекопанный.

Приставки:    пере

корень:    коп

суффиксы:    а   нн

окончание:    ый

постфикс:   

 

Шаги решения:

  1. При разборе слова сначала следует найти его корень.

Так как корень — это общая неделимая часть родственных слов, её легко выделить путём подбора и сравнения родственных слов.

Сравни слова: задремать, дремать, задремлем, дремлющий, дремлет. Неизменяющаяся часть слова (дрем) и есть корень.

  1. Приставка — это значимая часть слова, стоящая перед корнем. Зная, где находится корень, легко найти и приставку: за-дрем-ать. Приставка — за.
  2. Суффикс — это значимая часть слова, стоящая после корня. Они помогают образовать новое слово или другую грамматическую форму. Например, в слове «вез-ти», к корню «вез» прибавляется суффикс «–ти», благодаря этому образуется неопределённая форма глагола.
  3. Окончание — это изменяемая часть слова. Попробуй просклонять слово «мама»: мамы, маме, маму и т. д. Меняющаяся часть и будет окончанием.

5. Постфикс — часть слова, следующая за окончанием, помогает образовывать новое слово или новую грамматическую форму. Например, постфикс «–ся», прибавленный к слову «отправить», образует глагол в страдательном залоге «отправиться».

Скорая помощь в обучении

Поделиться:

Напишите нам:

Поиск по сайту: