1. Лексика как раздел языкознания
1.1. Омонимы: виды и особенности употребления
1.1.1. Неточности в употреблении омонимов
1.1.2. Омонимы и их значения
1.1.3. Омофоны, омографы, омоформы
1.1.4. Омонимы
1.1.5. Омонимия
1.1.6. Значения омонимов
1.1.7. Виды омонимии
1.1.8. Тренировка темы ЕГЭ. Лексические отношения
1.2. Особенности употребления паронимов
1.2.1. Паронимические пары
1.2.2. Паронимы «одеть»/«надеть»
1.2.3. Выбор паронимов
1.2.4. Паронимические ряды
1.2.5. Словосочетания с паронимами
1.2.6. Исправление ошибок при смешении паронимов
1.2.7. Паронимы
1.2.8. Тренировка темы ЕГЭ. Выбери пароним
1.2.9. Тренировка темы ЕГЭ. Выпиши пароним
1.2.10. Тренировка темы ЕГЭ. Заполни пустые клетки
1.2.11. Тренировка темы ЕГЭ. Какое слово подходит?
1.2.12. Тренировка темы ЕГЭ. Проверь паронимы
1.2.13. Тренировка темы ЕГЭ. Выбери слово по значению
1.2.14. Как на ЕГЭ (1). Различение паронимов
1.3. Синонимы: виды и особенности употребления
1.3.1. Лишнее слово
1.3.2. Нахождение доминанты
1.3.3. Цветовые синонимы
1.3.4. Поиск синонимов
1.3.5. Ввод слов в предложение
1.3.6. Стилистическая окраска синонимов
1.3.7. Редактирование текста
1.3.8. Исправление ошибок
1.3.9. Тренировка темы ЕГЭ. Соедини слова и значения
1.3.10. Тренировка темы ЕГЭ. Лексические отношения
1.3.11. Тренировка темы ЕГЭ. Значение фразеологизмов
1.3.12. Тренировка темы ЕГЭ. Какое слово?
1.4. Антонимы: виды и особенности употребления
1.4.1. Однокорневые и разнокорневые антонимы
1.4.2. Антонимические пары
1.4.3. Контекстуальные антонимы
1.4.4. Антонимы в пословицах и поговорках
1.4.5. Многозначные слова и их антонимы
1.4.6. Антитеза и оксюморон
1.4.7. Тренировка темы ЕГЭ. Лексические отношения
1.4.8. Тренировка темы ЕГЭ. Деление слов по происхождению и употреблению
1.5. Пассивная лексика
1.5.1. Активная и пассивная лексика
1.5.2. Устаревшие слова
1.5.3. Авторские неологизмы
1.5.4. Архаизмы и историзмы
1.5.5. Речевые ошибки
1.5.6. Архаизмы
1.5.7. Речевые ошибки
1.5.8. Тренировка темы ЕГЭ. Слова из разных групп
1.5.9. Тренировка темы ЕГЭ. Прямое и переносное значение
1.5.10. Тренировка темы ЕГЭ. Лексические отношения
1.5.11. Тренировка темы ЕГЭ. Значение фразеологизмов
1.5.12. Тренировка темы ЕГЭ. Употребление фразеологизмов
1.5.13. Тренировка темы ЕГЭ. Деление слов по происхождению и употреблению
1.5.14. Как решать задание ЕГЭ
1.5.15. Как на ЕГЭ (1). Поиск слова по значению и употреблению
1.5.16. Как на ЕГЭ (2). Поиск слова по значению и употреблению
1.5.17. Как на ЕГЭ (3). Поиск слова по значению и употреблению
1.5.18. Как на ЕГЭ (4). Поиск слова по значению и употреблению
2.1 Орфоэпия
2.1.1 Задание на расстановку ударений (1)
2.1.2 Задание на расстановку ударений (2)
2.1.3 Какой из вариантов правильный?
2.1.4 Какой из вариантов произнесения слова правильный?
2.1.5 Ударение в глаголах прошедшего времени
2.1.6 Куда падает ударение в сочетании существительного с предлогом?
2.1.7 Ударение в кратких прилагательных
2.1.8 Тренировка темы ЕГЭ. На какой слог падает ударение?
2.1.9 Тренировка темы ЕГЭ. Проверь ударение
3. Морфемика и словообразование
3.1. Состав слова
3.2. Словообразование и формообразование
4.1 Правописание гласных
4.2 Правописание гласных после шипящих и Ц
4.3 Правописание согласных
6.1 Предлог как служебная часть
6.1.1 Непроизводные и производные предлоги
6.1.2 Предлог и другие части речи
6.1.3 Части речи
6.1.4 Культура речи
6.1.5 Разряды предлогов
6.1.6 Предлог или другая часть речи
6.1.7 Предлоги-синонимы
6.1.8 Употребление предлогов
6.1.9 Стилистическая принадлежность предлогов
6.1.10 Решение пунктуационных задач
6.1.11 Морфологический разбор предлога
6.2. Правописание предлогов
6.2.1 Нахождение ошибок
6.2.2 Падежные окончания
6.2.3 Редактирование
6.2.4 Слитно, раздельно, через дефис
6.2.5 Созвучные слова
6.2.6 Части речи (2)
6.2.7 Решение орфографических задач
6.2.8 Решение орфографических и пунктуационных задач
6.2.9 Решение задач
6.2.10 Тренировка темы ЕГЭ. Найди слово
6.2.11 Тренировка темы ЕГЭ. Как пишется слово?
6.2.12 Тренировка темы ЕГЭ. Производные предлоги
6.2.13 Тренировка темы ЕГЭ. Определи часть речи и напиши правильно
6.2.14 Как решать задание ЕГЭ
6.2.15 Как на ЕГЭ (1). Написание слов слитно, раздельно, через дефис
6.3 Частицы
6.4 Союз. Союзные слова
6.5 Междометия. Звукоподражательные слова
1. Лексика как раздел языкознания
1.1. Омонимы: виды и особенности употребления
1.1.1. Неточности в употреблении омонимов
1.1.2. Омонимы и их значения
1.1.3. Омофоны, омографы, омоформы
1.1.4. Омонимы
1.1.5. Омонимия
1.1.6. Значения омонимов
1.1.7. Виды омонимии
1.1.8. Тренировка темы ЕГЭ. Лексические отношения
1.2. Особенности употребления паронимов
1.2.1. Паронимические пары
1.2.2. Паронимы «одеть»/«надеть»
1.2.3. Выбор паронимов
1.2.4. Паронимические ряды
1.2.5. Словосочетания с паронимами
1.2.6. Исправление ошибок при смешении паронимов
1.2.7. Паронимы
1.2.8. Тренировка темы ЕГЭ. Выбери пароним
1.2.9. Тренировка темы ЕГЭ. Выпиши пароним
1.2.10. Тренировка темы ЕГЭ. Заполни пустые клетки
1.2.11. Тренировка темы ЕГЭ. Какое слово подходит?
1.2.12. Тренировка темы ЕГЭ. Проверь паронимы
1.2.13. Тренировка темы ЕГЭ. Выбери слово по значению
1.2.14. Как на ЕГЭ (1). Различение паронимов
1.3. Синонимы: виды и особенности употребления
1.3.1. Лишнее слово
1.3.2. Нахождение доминанты
1.3.3. Цветовые синонимы
1.3.4. Поиск синонимов
1.3.5. Ввод слов в предложение
1.3.6. Стилистическая окраска синонимов
1.3.7. Редактирование текста
1.3.8. Исправление ошибок
1.3.9. Тренировка темы ЕГЭ. Соедини слова и значения
1.3.10. Тренировка темы ЕГЭ. Лексические отношения
1.3.11. Тренировка темы ЕГЭ. Значение фразеологизмов
1.3.12. Тренировка темы ЕГЭ. Какое слово?
1.4. Антонимы: виды и особенности употребления
1.4.1. Однокорневые и разнокорневые антонимы
1.4.2. Антонимические пары
1.4.3. Контекстуальные антонимы
1.4.4. Антонимы в пословицах и поговорках
1.4.5. Многозначные слова и их антонимы
1.4.6. Антитеза и оксюморон
1.4.7. Тренировка темы ЕГЭ. Лексические отношения
1.4.8. Тренировка темы ЕГЭ. Деление слов по происхождению и употреблению
1.5. Пассивная лексика
1.5.1. Активная и пассивная лексика
1.5.2. Устаревшие слова
1.5.3. Авторские неологизмы
1.5.4. Архаизмы и историзмы
1.5.5. Речевые ошибки
1.5.6. Архаизмы
1.5.7. Речевые ошибки
1.5.8. Тренировка темы ЕГЭ. Слова из разных групп
1.5.9. Тренировка темы ЕГЭ. Прямое и переносное значение
1.5.10. Тренировка темы ЕГЭ. Лексические отношения
1.5.11. Тренировка темы ЕГЭ. Значение фразеологизмов
1.5.12. Тренировка темы ЕГЭ. Употребление фразеологизмов
1.5.13. Тренировка темы ЕГЭ. Деление слов по происхождению и употреблению
1.5.14. Как решать задание ЕГЭ
1.5.15. Как на ЕГЭ (1). Поиск слова по значению и употреблению
1.5.16. Как на ЕГЭ (2). Поиск слова по значению и употреблению
1.5.17. Как на ЕГЭ (3). Поиск слова по значению и употреблению
1.5.18. Как на ЕГЭ (4). Поиск слова по значению и употреблению
2.1 Орфоэпия
2.1.1 Задание на расстановку ударений (1)
2.1.2 Задание на расстановку ударений (2)
2.1.3 Какой из вариантов правильный?
2.1.4 Какой из вариантов произнесения слова правильный?
2.1.5 Ударение в глаголах прошедшего времени
2.1.6 Куда падает ударение в сочетании существительного с предлогом?
2.1.7 Ударение в кратких прилагательных
2.1.8 Тренировка темы ЕГЭ. На какой слог падает ударение?
2.1.9 Тренировка темы ЕГЭ. Проверь ударение
3. Морфемика и словообразование
3.1. Состав слова
3.2. Словообразование и формообразование
4.1 Правописание гласных
4.2 Правописание гласных после шипящих и Ц
4.3 Правописание согласных
6.1 Предлог как служебная часть
6.1.1 Непроизводные и производные предлоги
6.1.2 Предлог и другие части речи
6.1.3 Части речи
6.1.4 Культура речи
6.1.5 Разряды предлогов
6.1.6 Предлог или другая часть речи
6.1.7 Предлоги-синонимы
6.1.8 Употребление предлогов
6.1.9 Стилистическая принадлежность предлогов
6.1.10 Решение пунктуационных задач
6.1.11 Морфологический разбор предлога
6.2. Правописание предлогов
6.2.1 Нахождение ошибок
6.2.2 Падежные окончания
6.2.3 Редактирование
6.2.4 Слитно, раздельно, через дефис
6.2.5 Созвучные слова
6.2.6 Части речи (2)
6.2.7 Решение орфографических задач
6.2.8 Решение орфографических и пунктуационных задач
6.2.9 Решение задач
6.2.10 Тренировка темы ЕГЭ. Найди слово
6.2.11 Тренировка темы ЕГЭ. Как пишется слово?
6.2.12 Тренировка темы ЕГЭ. Производные предлоги
6.2.13 Тренировка темы ЕГЭ. Определи часть речи и напиши правильно
6.2.14 Как решать задание ЕГЭ
6.2.15 Как на ЕГЭ (1). Написание слов слитно, раздельно, через дефис
6.3 Частицы
6.4 Союз. Союзные слова
6.5 Междометия. Звукоподражательные слова
1 Словообразование
2 Способы словообразования
3 Формообразование
4 Нормы употребления имён существительных
5 Нормы употребления степеней сравнения
6 Нормы употребления местоимений
7 Нормы употребления числительных
8 Нормы употребления глаголов, причастий и деепричастий
9 Дополни определения по теме «Словообразование»
10 Дополни определения по теме «Формообразование»
11 Определение способа словообразования
12 Определение способа словообразования, выделение мотивирующего слова
13 Заполнение таблицы
14 Определи способ формообразования
15 Тренировка темы ЕГЭ. Проверь форму слова
16 Тренировка темы ЕГЭ. Найди ошибку
17 Тренировка темы ЕГЭ. Вставь слова в предложения
18 Тренировка темы ЕГЭ. Распредели слова
19 Тренировка темы ЕГЭ. Образуй формы слов
20 Тренировка темы ЕГЭ. Найди и исправь ошибку
21 Как решать задание ЕГЭ
22 Как на ЕГЭ (1). Формы слова
Лексика русского языка постоянно пополняется новыми словами, которые
образуются на базе имеющихся элементов и оформляются по законам русской грамматики.
Например: пар — паровой, париться, пароход, парогенератор; флора — флорист, флористика, флористический; цифра — цифровой, цифровизация и т. д.
Словообразование — это раздел языкознания, изучающий состав слов и способы их образования.
Слова, образованные от одного корня, называются однокоренными, или родственными.
От словообразования нужно отличать формообразование — процесс образования грамматических форм слова.
Результатом словообразования являются новые слова, которые имеют своё, особое лексическое значение.
Пример:
ср.: дым — дымоход; дым — дымовой.
Формы одного и того же слова имеют одинаковое лексическое значение.
Пример:
ср.: тетрадь (ед. ч.) — тетради (мн. ч.); играет (3-е л., ед. ч.) — играют (3-е л., мн. ч.); школа (им. п., ед. ч.) — в школе (пр. п., ед. ч.).
Информацию о составе слова и способах словообразования можно найти в словообразовательных словарях русского языка, например в «Школьном словообразовательном словаре» З. А. Потихи (первое издание датируется 1961-м годом).
В этом словаре представлено около 25 тысяч слов. Приведено деление слов на морфемы, а также основные чередования звуков.
В приложении к словарю перечислены основные приставки и суффиксы, которые участвуют в образовании разных частей речи (имени существительного, имени прилагательного, глагола).
В 1987 г. вышел составленный З. А. Потихой «Школьный словарь строения слов русского языка».
В 1978 г. было выпущено первое издание «Школьного словообразовательного словаря русского языка» А. Н. Тихонова (объёмом около 26 тысяч слов). Слова нём объединены в словообразовательные группы с указанием исходных слов.
Морфологические способы словообразования
В современном русском языке существует несколько способов словообразования. Основной способ — морфологический (новые слова образуются путём присоединения морфем к производящей основе или слову).
Выделяют несколько разновидностей морфологического способа. .
Аффиксация — образование новых слов с помощью присоединения словообразовательных аффиксов к производящей основе или слову. Например: порядок> бес-порядок.
При префиксальном способе к исходному слову присоединяется приставка (префикс). Например: заголовок > под-заголовок; автор > со-автор; прочный > сверх-прочный; лететь > при-лететь, вы-лететь; страшно > не-страшно.
Этим способом образуются слова той же части речи и обладающие теми же грамматическими свойствами, что и производящее слово. Этот способ наиболее продуктивен при образовании глаголов.
При суффиксальном способе к производящей основе исходного слова присоединяется суффикс. Например: слива > слив-ов-ый; тёпл-ый > тепл-от-а.
При префиксально-суффиксальном способе к производящей основе исходного слова одновременно присоединяются приставка и суффикс. Например: шея > пере-ше-ек; локоть > под-локот-ник.
Сложение — образование новых слов с помощью соединения двух или более основ или слов. Например: остроумный, пароход.
Также в русском языке возможно образование сложносокращённых слов:
1) соединение начальных частей или слогов слова: завуч (заведующий учебной частью), банкомат (банковский автомат);
2) соединение части слова и полного слова: профсоюз (профессиональный союз), запчасть запасная часть);
3) соединение начальных букв слов (аббревиатура): МПГУ (Московский педагогический государственный университет), ООН (Организация Объединённых Наций).
Усечение основы — образование новых слов с помощью сокращения производящей основы. Этот способ используется только при образовании существительных. Например: килограмм > кило, заместитель > зам.
Часто слова, которые образованы этим способом, приобретают разговорную стилистическую окраску: авто (разг.) < автомобиль (нейтр.).
Обратное словообразование — образование более простого по структуре слова от более сложного. Например: зонтик < зонт, лис < лиса.
Неморфологические способы словообразования
Среди неморфологических способов словообразования различают:
1. Лексико-семантический способ — появление новых слов в результате изменений в значении уже существующих в русском языке слов. Например: гвардия (отборные, лучшие войска) > гвардия (личные войска правителя), песок (сыпучий строительный материал) > сахарный песок.
2. Морфолого-синтаксический способ — появление новых слов в результате перехода слов из одной части речи в другую. Например: гостиная комната [прилаг.] > гостиная (помещение) [сущ.], батюшки [сущ.] > батюшки! [междом.].
3. Лексико-синтаксический способ — появление новых слов в результате сращений сочетаний слов. Например: низкооплачиваемый < низко + оплачиваемый; сейчас < сей + час.
Основным средством, с помощью которого образуются формы слов, является окончание.
Пример:
мама (им. п.), мамы (род. п.), маме (дат. п.); счастливый (им. п., м. р.), счастливого (род. п., м. или ср. р.), счастливая (им. п., ж. р.); дышу (1-е л., ед. ч.), дышишь (2-е л., ед. ч.), дышат (3-е л., мн. ч.) и т. п.
Формы слов могут образовываться также при добавлении формообразующих суффиксов.
Пример:
играть (инф.) — играл (прош. вр., м. р., ед. ч.), играя (дееприч. несов. в.); большой (исходная форма: им. п., ед. ч., м. р.) — больше (простая форма сравнительной степени).
Менее продуктивным считается аналитический способ словообразования, т. е. образование сложных форм путём добавления вспомогательных элементов.
Пример:
работать — буду работать (будущее сложное время), сделал — сделал бы (сослагательное наклонение), трудный — более трудный (сложная форма сравнительной степени) и т. д.
Иногда формы слова образуются путём изменения основы слова (супплетивизм основы).
Пример:
я — меня (род. п.); хороший — лучше (простая форма сравнительной степени).
При формообразовании возможно чередование в корне слова.
Пример:
выбирать (несов. в.) — выбрать (сов. в.).
Формы одного и того же слова могут различаться с помощью ударения.
Пример:
пилы (мн. ч., им. п.) — для пилы (ед. ч., род. п.).
Бухгалтеры Возрасты Выговоры Грифели Драйверы Инженеры Инструкторы Инспекторы Компрессоры Конструкторы Контейнеры Корректоры | Лекари Месяцы Плееры Полисы Порты Почерки Прожекторы Пудели Редакторы Ректоры Свитеры Склады | Слесари Слоги Снайперы Столяры Табели Токари Торты Тракторы Тренеры Флигели Фронты Шофёры |
Адреса Векселя Вороха Директора Доктора Катера Кителя Колокола Купола Кучера | Окорока Округа Ордера Паспорта Повара Погреба Профессора Паруса Сорта Стога | Сторожа Тенора Терема Тополя Фельдшера Флюгера Хутора Штабеля Штемпеля Якоря |
Значение слов | Нулевое окончание | Окончание —ОВ |
Парные предметы (нет чего?) | Ботинок_ Валенок_ Сапог_ Шорт_ Брюк_ Чулок_ Погон_ Панталон_ Тапок_ Туфель_ Шаровар_ Кроссовок_ | Носков Джинсов Гольфов Рельсов Лампасов Бриджей |
Обозначение национальностей (жить среди кого?) | Англичан_ Армян_ Башкир_ Болгар_ Бурят_ Грузин_ Лезгин_ Мордвин_ Осетин_ Румын_ Турок_ Цыган_ | Бедуинов Бушменов Калмыков Киргизов Монголов Таджиков Тунгусов Узбеков Хакасов Хорватов Якутов |
Обозначение единиц измерения (количество чего?) | Ампер_ Ватт_ Вольт_ Аршин_ Байт_ Децибел_ | Граммов Килограммов Гектаров |
Названия овощей и фруктов (много чего?) | Дынь_ Слив_ Яблок_ | Абрикосов Ананасов Апельсинов Баклажанов Лимонов Гранатов Мандаринов Помидоров Томатов |
Названия воинских групп (отряд кого?) | Партизан_ Солдат_ Гусар_ Кадет_ | Сапёров Минёров Мичманов |
Окончание —ЕЦ | Окончание —ЕВ | Окончание —ИЙ |
Блюдец Зеркалец Копытец Одеялец Полотенец Щупалец | Деревцев Болотцев Оконцев Верховьев Кореньев Лохмотьев Низовьев Платьев Подмастерьев Угодьев Устьев Хлопьев | Запястий Копий Кушаний Ожерелий Оладий Побережий Поверий Сидений Солений Ущелий |
Ружей Ладей Бредней Будней Гантелей | Злыдней Козней Ладоней Простыней Скатертей |
Барж_ Басен_ Башен_ Брызг_ Вафель_ Кочерёг_ Туфель_ Шпрот_ | Манжет_ Нянь_ Петель_ Сабель_ Серёг_ Сплетен_ Цапель_ Яблонь_ |
Слова мужского рода | Слова женского рода | Слова среднего рода |
Горячий кофе Новый шампунь Крупный какаду Красивый тюль | Больная мозоль Левая туфля Правая кроссовка Одна плацкарта Чья тапка? | Изящное бра Вкусное какао Персиковое повидло Сладкое безе |
Простая форма | Сложная форма |
Образуется с помощью суффиксов: —ее— (платье красивее, бежать быстрее); —е— (сумка легче, сделать больше); -ше- (младше меня, старше родителей). Иногда используется другой корень: хороший — лучше, плохой — хуже. | Образуется с помощью вспомогательных слов: более сильный спортсмен, делать менее точно. В этом случае используется начальная форма прилагательного. |
Простая форма (только у прилагательных) | Составная форма (у прилагательных и наречий) |
Образуется с помощью: — суффикса -айш-/-ейш- (вкуснейший торт, тишайшая погода); — приставки наи- и суффикса —ш-/-ейш- (наивысший уровень, наисильнейший удар). | Образуется с помощью вспомогательных слов: — самый (самый правильный ход); — наиболее/наименее (наиболее важно знать). Форма самого прилагательного или наречия не меняется. |
Личные местоимения он, она, оно, они
Эти местоимения имеют две формы: с начальной н- и без неё (с ними — ими; её — неё и т. д.).
Начальная н- прибавляется, если:
перед местоимением стоит непроизводный предлог без, в, для, за, до, из, к, с, у и др. (без них, в нём, за нею);
перед местоимением стоит производный предлог, который образован от наречия и требует форму родительного падежа: вокруг, впереди, возле, мимо, напротив, около, посреди, после (впереди них, около него).
Однако начальной н- нет в местоимениях без предлога, а также в словах, стоящих после:
производных предлогов, образованных от наречий и требующих форму дательного падежа (подобно ему, наперекор им);
производных предлогов, образованных от существительных (навстречу им, при помощи её);
форм сравнительной степени (выше его, старше её).
Притяжательные местоимения
Местоимения (чей?) его, её, их — неизменяемые, поэтому формы *ихний, *егошний, *ейная и т. д. неправильные.
Им. п. | степь_ | пятнадцать_ |
Род. п. | степи | пятнадцати |
Дат. п. | степи | пятнадцати |
Вин. п. | степь_ | пятнадцать_ |
Твор. п. | степью | пятнадцатью |
Предл. п. | (о) степи | (о) пятнадцати |
Им. п. | шестьдесят_ |
Род. п. | шестидесяти |
Дат. п. | шестидесяти |
Вин. п. | шестьдесят_ |
Твор. п. | шестьюдесятью |
Предл. п. | (о) шестидесяти |
Им. п. | сорок_, девяносто, сто |
Род. п. | сорока, девяноста, ста |
Дат. п. | сорока, девяноста, ста |
Вин. п. | сорок_, девяносто, сто |
Твор. п. | сорока, девяноста, ста |
Предл. п. | (о) сорока, девяноста, ста |
Им. п. | четыреста |
Род. п. | четырёхсот |
Дат. п. | четырёмстам |
Вин. п. | четырёхсот (одуш.) / четыреста (неодуш.) |
Твор. п. | четырьмястами |
Предл. п. | (о) четырёхстах |
Им. п. | полтора, полторы | полтораста |
Род. п. | полутора | полутораста |
Дат. п. | полутора | полутораста |
Вин. п. | полтора, полторы | полтораста |
Твор. п. | полутора | полутораста |
Предл. п. | (о) полутора | полутораста |
Им. п. | тысяча | десяток_ |
Род. п. | тысячи | десятка |
Дат. п. | тысяче | десятку |
Вин. п. | тысячу | десяток_ |
Твор. п. | тысячей | десятком |
Предл. п. | (о) тысяче | (о) десятке |
Ехать | Поезжай, поезжайте |
Ездить | Езди, ездите |
Разъехаться | Разъезжайся, разъезжайтесь |
Лечь | Ляг, лягте |
Глядеть | Гляди, глядите |
Бежать | Беги, бегите |
Махать | Маши, машите |
Трогать | Трогай, трогайте |
Положить | Положи, положите |
Класть | Клади, кладите |
Высыпать | Высыпи, высыпите |
Прополоскать | Прополощи, прополощите |
Победить Убедить Переубедить Разубедить Очутиться | Затмить Дерзить Защитить Прослезиться Ощутить |
Беречь | Берегу, бережёшь, бережёт, бережём, бережёте, берегут |
Жечь | Жгу, жжёшь, жжёт, жжём, жжёте, жгут |
Ездить | Езжу, ездишь, ездит, ездим, ездите, ездят |
Колыхаться | Колышусь, колышешься, колышется, колышемся, колышетесь, колышутся |
Кудахтать | Кудахчу, кудахчешь, кудахчет, кудахчем, кудахчете, кудахчут |
Лазить | Лажу, лазишь, лазит, лазим, лазите, лазят |
Махать | Машу, машешь, машет, машем, машете, машут |
Мурлыкать | Мурлычу, мурлычешь, мурлычет, мурлычем, мурлычете, мурлычут |
Мяукать | Мяукаю, мяукаешь, мяукает, мяукаем, мяукаете, мяукают |
Печь | Пеку, печёшь, печёт, печём, печёте, пекут |
Плескаться | Плещусь, плещешься, плещется, плещемся, плещетесь, плещутся |
Пробовать | Пробую, пробуешь, пробует, пробуем, пробуете, пробуют |
Стеречь | Стерегу, стережёшь, стережёт, стережём, стережёте, стерегут |
Выбери правильный термин и дополни определения.
Способ словообразования, при котором новое слово образуется путём присоединения к имеющемуся слову приставки, называется префиксальным |
Образование более простого по структуре слова от более сложного называется обратным словообразованием |
Способ словообразования, при котором образование новых слов осуществляется путём соединения двух или более основ или слов, называется сложением |
Способ словообразования, при котором новое слово образуется путём одновременного присоединения к производящей основе приставки и суффикса, называется префиксально-суффиксальным |
Способ словообразования, при котором новое слово образуется путём присоединения к производящей основе суффикса, называется суффиксальным |
Образование новых слов путем присоединения словообразовательных аффиксов к производящей основе или к производящему слову называется аффиксацией |
Раздел языкознания, в котором изучаются закономерности образования новых слов от уже существующих, называется словообразованием |
Появление новых слов в результате перехода слов из одной части речи в другую называется морфолого-синтаксическим способом словообразования |
Появление новых слов в результате изменений в значении уже существующих в русском языке слов называется лексико-семантическим способом словообразования |
Появление новых слов в результате сращений сочетаний слов называется лексико-синтаксическим способом словообразования |
Слова, образованные от одного корня, называются родственными словами |
Образование нового слова путём присоединения к производящей основе приставки называется приставочным способом |
Образование нового слова путём одновременного присоединения к производящей основе приставки и суффикса называется приставочно-суффиксальным способом |
Образование нового слова путём присоединения к производящей основе нулевого суффикса называется бессуффиксным способом |
Образование нового слова путём грамматического перехода из одной части речи в другую называется переходом слова из одной части речи в другую |
Шаги решения:
Вспомним правила словообразования.
Раздел языкознания, в котором изучаются закономерности образования новых слов от уже существующих, называется словообразованием.
Различают несколько самых продуктивных морфологических способов словообразования.
При префиксальном способе новое слово образуется путём присоединения к имеющемуся слову приставки (префикса).
Слова, образованные этим способом, принадлежат к той же части речи и обладают теми же грамматическими свойствами, что и производящее слово. Наиболее продуктивен данный способ у глаголов.
При суффиксальном способе новое слово образуется путём присоединения к производящей основе суффикса.
При префиксально-суффиксальном способе новое слово образуется путём одновременного присоединения к производящей основе приставки и суффикса.
В современном словообразовании активным является также образование сложносокращённых слов:
1) из начальных частей или слогов слова;
2) из части слова и полного слова;
3) из начальных букв слов (аббревиатура).
Многие слова, образованные способом усечения производящей основы, имеют разговорную стилистическую окраску.
Среди неморфологических способов словообразования различают:
Правильный ответ
3. Способ словообразования, при котором образование новых слов осуществляется путём соединения двух или более основ или слов, называется сложением.
Выбери вариант, который правильно дополнит определения.
Для различения следующих форм слова: «окна (мн. ч., им. п.) — у окна (ед. ч., род. п.)» — используется ударение |
Для образования следующих форм слова: «стоять (инф.) — стоял (прош. вр., м. р., ед. ч.)» — используется суффикс |
Процесс образования грамматических форм слова называется формообразованием |
Для образования следующих форм слова: «пишешь (2-е л., ед. ч.), пишут (3-е л., мн. ч.)» — используется окончание |
Образование сложных форм с помощью вспомогательных элементов называется аналитическим способом |
Для образования следующих форм слова: «родина (им. п.), родины (род. п.)» — используется окончание |
Для образования следующих форм слова: «читать — буду читать» — используется аналитический способ |
Для образования следующих форм слова: «плохой — хуже» — используется супплетивизм основы |
Средство формообразования, при котором формы слова образуются путём изменения основы слова, называется супплетивизмом основы |
Шаги решения:
Вспомним правила формообразования.
Основным средством формообразования в современном русском языке является окончание.
Формы слов могут образовываться также при помощи формообразующих суффиксов.
Менее продуктивным способом формообразования является аналитический способ, т. е. образование сложных форм с помощью вспомогательных элементов.
Иногда формы слова образуются путём изменения основы слова (супплетивизм основы).
Для различения форм одного и того же слова может использоваться ударение.
Правильный ответ
3. Процесс образования грамматических форм слова называется формообразованием.
Укажи способ образования лексем. Укажи, от каких слов они образованы.
Слово обувать образовано суффиксальным способом. |
Слово беспринципный образовано префиксально-суффиксальным способом. |
Слово сверхточный образовано префиксальным способом. |
Слово безрезультатный образовано префиксально-суффиксальным способом. |
Слово подберёзовик образовано префиксально-суффиксальным способом. |
Слово подстаканник образовано префиксально-суффиксальным способом. |
Слово невесело образовано префиксальным способом |
Слово подземный образовано префиксально-суффиксальным способом. |
Слово чернота образовано суффиксальным способом. |
Слово удержать образовано префиксальным способом. |
Слово подводный образовано префиксально-суффиксальным способом. |
Слово взлетать образовано префиксальным способом. |
Слово высыпать образовано префиксальным способом. |
переносица образовано префиксально-суффиксальным способом. |
Слово сливовый образовано суффиксальным способом. |
Слово подоконник образовано префиксально-суффиксальным способом. |
Шаги решения:
Для того чтобы определить способ образования слова, сперва следует найти мотивирующее слово (предшествующее ему звено) в словообразовательной цепочке.
Ряд слов, находящихся в отношениях последовательной производности: каждое предшествующее слово является производящим для последующего: красный — краснеть — покраснеть — покраснение.
Для того чтобы найти мотивирующее слово в словообразовательной цепочке, нужно отбросить минимальную часть слова, при этом должна получиться существующая однокоренная лексема.
Если вы отбросили приставку и получили другую лексему, то этот способ — префиксальный.
Пример:
город > при-город,
бежать > за-бежать,
красивый > не-красивый.
Если вы отбросили суффикс и получили другую лексему, то этот способ — суффиксальный.
Пример:
лимон > лимон-н-ый,
чёрный > черн-от-а,
замок > замочек.
Если вы отбросили и приставку, и суффикс и получили другую лексему, то этот способ — префиксально-суффиксальный.
Пример:
стакан > под-стакан-н-ик,
вокзал > при-вокзаль-н-ый.
Каким способом и от какого слова образованы эти лексемы?
Невесело — образовано от слова весело префиксальным способом. |
Подберёзовик — образовано от слова берёза префиксально-суффиксальным способом. |
Сверхточный — образовано от слова точный префиксальным способом. |
Переносица — образовано от слова нос префиксально-суффиксальным способом. |
Беспринципный — образовано от слова принцип префиксально-суффиксальным способом. |
Взлетать — образовано от слова летать префиксальным способом. |
Безрезультатный — образовано от слова результат префиксально-суффиксальным способом. |
Подоконник — образовано от слова окно префиксально-суффиксальным способом. |
Сливовый — образовано от слова слива суффиксальным способом. |
Подстаканник — образовано от слова стакан префиксально-суффиксальным способом. |
Удержать — образовано от слова держать префиксальным способом. |
Шаги решения:
Для того чтобы определить способ образования слова, сперва следует найти мотивирующее слово (предшествующее ему звено) в словообразовательной цепочке.
Ряд слов, находящихся в отношениях последовательной производности: каждое предшествующее слово является производящим для последующего: красный — краснеть — покраснеть — покраснение.
Для того чтобы найти мотивирующее слово в словообразовательной цепочке, нужно отбросить минимальную часть слова, при этом должна получиться существующая однокоренная лексема.
Если вы отбросили приставку и получили другую лексему, то этот способ — префиксальный.
Пример:
город > при-город,
бежать > за-бежать,
красивый > не-красивый.
Если вы отбросили суффикс и получили другую лексему, то этот способ — суффиксальный.
Пример:
лимон > лимон-н-ый,
чёрный > черн-от-а,
замок > замочек.
Если вы отбросили и приставку, и суффикс и получили другую лексему, то этот способ — префиксально-суффиксальный.
Пример:
стакан > под-стакан-н-ик,
вокзал > при-вокзаль-н-ый
Заполни таблицу данными словами:
сбербанк, абитура, фляга, подберёзовик.
Слово образовано с помощью:
аффиксации | сложения | усечения основы | обратного словообразования |
подберёзовик | сбербанк | абитура | фляга |
спец, фляга, подберёзовик, медбрат.
Слово образовано с помощью:
аффиксации | сложения | усечения основы | обратного словообразования |
подберёзовик | медбрат | спец | фляга |
подгруппа, лесостепь, баки, дояр.
Слово образовано с помощью:
аффиксации | сложения | усечения основы | обратного словообразования |
подгруппа | лесостепь | баки | дояр |
каменотёс, абитура, фляга, заячий.
Слово образовано с помощью:
аффиксации | сложения | усечения основы | обратного словообразования |
заячий | каменотёс | абитура | фляга |
подоконник, универмаг, зам, дояр.
Слово образовано с помощью:
аффиксации | сложения | усечения основы | обратного словообразования |
подоконник | универмаг | зам | дояр |
баки, дояр, подоконник, медбрат.
Слово образовано с помощью:
аффиксации | сложения | усечения основы | обратного словообразования |
подоконник | медбрат | баки | дояр |
абитура, фляга, заячий, каменотёс.
Слово образовано с помощью:
аффиксации | сложения | усечения основы | обратного словообразования |
заячий | каменотёс | абитура | фляга |
Шаги решения:
Вспомни!
Многие слова, образованные способом усечения производящей основы, имеют разговорную стилистическую окраску.
Образуй указанную форму слова, определи способ словообразования.
Начальная форма: вышивать, форма будущего сложного времени: буду вышивать Образуется при помощи: аналитического способа |
Начальная форма: удивить, форма сослагательного наклонения, ср. р. удивило бы Образуется при помощи: аналитического способа |
Начальная форма: конференц-зал, форма род. п., мн. ч.: конференц-залов Образуется при помощи: окончания |
Начальная форма: читать, форма 3-го л., мн. ч.: читают Образуется при помощи: окончания |
Начальная форма: удивлять, форма прош. вр., м. р., ед. ч.: удивлял Образуется при помощи: формообразующего суффикса |
Начальная форма: машина, форма ед.ч., род. п.: машины Образуется при помощи: окончания |
Начальная форма: платье-костюм, форма род. п, ед. ч.: платья-костюма Образуется при помощи: окончания |
Начальная форма: плохой, простая форма сравнительной степени: хуже Образуется при помощи: супплетивизма основы |
Начальная форма: хороший, простая форма сравнительной степени: лучше Образуется при помощи: супплетивизма основы |
Начальная форма: стоять, форма дееприч. несов. в.: стоя Образуется при помощи: формообразующего суффикса |
Начальная форма: удивлять, форма прош. вр., м. р., ед. ч.: удивлял Образуется при помощи: формообразующего суффикса |
Начальная форма: умный, простая форма сравнительной степени: умнее Образуется при помощи: формообразующего суффикса |
Шаги решения:
Для того чтобы определить, какой способ словообразования использован, в первую очередь преобразуй слово в указанную форму.
Пример:
начальная форма: читать,
будущее сложное время: буду читать.
Исходя из того, какие способы были использованы, узнаём способ формообразования.
Вспомни!
Формы слов могут образовываться при помощи окончания: родина (им. п.), родины (род. п.), родине (дат. п.).
Формы слов могут образовываться также при помощи формообразующих суффиксов: стоять (инф.) — стоял (прош. вр., м. р., ед. ч.), стоя (дееприч. несов. в.)
Аналитический способ — образование сложных форм с помощью вспомогательных элементов: читать — буду читать (будущее сложное время), читал — читал бы (сослагательное наклонение).
Иногда формы слова образуются путём изменения основы слова (супплетивизм основы): идти — шёл (прош. вр.); плохой — хуже (простая форма сравнительной степени).
Пример:
буду читать.
Для образования будущего сложного времени использован вспомогательный элемент — глагол «буду».
Вывод: способ аналитический.
Укажи, верно ли образована форма выделенного слова:
более КРУТОЙ спуск — правильная форма прилагательного в сравнительной степени |
не хватает ШЕСТИСОТ рублей — правильная форма числительного |
ПОЕЗЖАЙТЕ аккуратно — правильная форма глагола в повелительном наклонении |
ТРИ няни — правильная форма числительного |
ПОКЛАДИ на стол — неправильная форма глагола в повелительном наклонении (правильно: клади на стол / положи на стол) |
нет ПОДМАСТЕРЬЕВ — правильная форма существительного в родительном падеже множественном числе |
самое ХУДШЕЕ настроение — неправильная форма прилагательного в превосходной степени (правильно: самое плохое настроение / худшее настроение) |
БЕГИ в другую сторону — правильная форма глагола в повелительном наклонении |
пара КРОССОВКОВ — неправильная форма существительного в родительном падеже множественном числе (правильно: пара кроссовок) |
менее ВКУСНЫЙ торт — правильная форма прилагательного в сравнительной степени |
не ЕЗДИ по этой дороге — правильная форма глагола в повелительном наклонении |
много ЯБЛОКОВ — неправильная форма существительного в родительном падеже множественном числе (правильно: много яблок) |
ПРОПОЛОСКАЙТЕ в холодной воде — неправильная форма глагола в повелительном наклонении (правильно: прополощите в холодной воде) |
ЧЕТВЕРО студенток — неправильная форма числительного (правильно: четыре студентки) |
пара НОСКОВ — правильная форма существительного в родительном падеже множественном числе |
несколько ОДЕЯЛЕЦ — правильная форма существительного в родительном падеже множественном числе |
на ДВАДЦАТЬ ПЕРВОМ этаже — правильная форма числительного |
самый ЛУЧШИЙ день — неправильная форма прилагательного в превосходной степени (правильно: лучший день / самый хороший день) |
самый КРАСИВЕЙШИЙ вид — неправильная форма прилагательного в превосходной степени (правильно: самый красивый вид / красивейший вид) |
ЛЯЖЬТЕ и поспите — неправильная форма глагола в повелительном наклонении (правильно: лягте) |
в ТЫСЯЧНОМ ДЕВЯТИСОТОМ ШЕСТНАДЦАТОМ году — неправильная форма числительного (правильно: в тысяча девятьсот шестнадцатом году) |
моя история ПРАВДИВЕЕ твоей — правильная форма прилагательного в сравнительной степени |
ОБОИМИ сёстрами — неправильная форма числительного (правильно: обеими сёстрами) |
нет ДЖИНС — неправильная форма существительного в родительном падеже множественном числе (правильно: нет джинсов) |
Выбери неправильно образованную форму слова (один вариант ответа):
две куклы промокла под дождём самая грубейшая ошибка пять килограммов
Шаги решения: Найдём слово с нарушением морфологических норм русского языка. В выражении самая грубейшая ошибка встречается неправильная форма прилагательного в превосходной степени: при наличии вспомогательного слова самый прилагательное употребляется в положительной степени. Правильный ответ: самая грубая ошибка / грубейшая ошибка. |
Выбери неправильно образованную форму слова (один вариант ответа): красивое бра морские порты хотим победить требуются корректора
Шаги решения: Найдём слово с нарушением морфологических норм русского языка. В выражении требуются корректора встречается неправильная форма существительного в именительном падеже множественном числе: слово в этой форме имеет окончание -ы. Правильный ответ: требуются корректоры. |
Выбери неправильно образованную форму слова (один вариант ответа): пять килограммов ящик абрикос красивое бра прочитав рецензию
Шаги решения: Найдём слово с нарушением морфологических норм русского языка. В выражении ящик абрикос встречается неправильная форма существительного в родительном падеже множественном числе: большинство слов, обозначающих фрукты и овощи, в подобной форме имеют окончание -ов. Правильный ответ: ящик абрикосов. |
Выбери неправильно образованную форму слова (один вариант ответа): ездий медленнее промокла под дождём новый шампунь ответственные диспетчеры
Шаги решения: Найдём слово с нарушением морфологических норм русского языка. В выражении ездий медленнее встречается неправильная форма глагола ездить: в повелительном наклонении используется суффикс -и-. Правильный ответ: езди медленнее. |
Выбери неправильно образованную форму слова (один вариант ответа): морские порты красивое бра промокла под дождём стало более веселее
Шаги решения: Найдём слово с нарушением морфологических норм русского языка. В выражении стало более веселее встречается неправильная форма наречия в сравнительной степени: при наличии вспомогательного слова более наречие употребляется в положительной степени. Правильный ответ: более весело / веселее. |
Выбери неправильно образованную форму слова (один вариант ответа): хотим победить трое певиц ответственные диспетчеры красивое бра
Шаги решения: Найдём слово с нарушением морфологических норм русского языка. В выражении трое певиц встречается неправильная форма числительного: собирательные числительные не употребляются с существительными женского рода. Правильный ответ: три певицы. |
Выбери неправильно образованную форму слова (один вариант ответа): две куклы пять килограммов красивый почерк двое кораблей
Шаги решения: Найдём слово с нарушением морфологических норм русского языка. В выражении двое кораблей встречается неправильная форма числительного: собирательные числительные не употребляются с неодушевлёнными существительными мужского рода. Правильный ответ: два корабля. |
Выбери неправильно образованную форму слова (один вариант ответа): помахайте вслед килограмм слив промокла под дождём две куклы
Шаги решения: Найдём слово с нарушением морфологических норм русского языка. В выражении помахайте вслед встречается неправильная форма глагола помахать: в повелительном наклонении присутствует чередование корней (-мах-//-маш-) и используется суффикс -и-. Правильный ответ: помашите вслед. |
Выбери форму, которую нужно использовать в предложении.
Мой лучший день рождения начался с долгожданного подарка — корзины ароматных мандаринов, за которыми отец специально ездил в другой город.
Шаги решения: Опираясь на морфологические нормы, выберем правильные варианты форм слов. В первом случае необходимо выбрать форму лучший, потому что при образовании превосходной степени прилагательное изменяется само только тогда, когда нет вспомогательного слова самый. Во втором случае правильной формой будет мандаринов, потому что это существительное в родительном падеже множественном числе имеет окончание -ов. |
Звёзд сопровождали личные помощники, диспетчеры, бухгалтеры, менеджеры.
Шаги решения: Опираясь на морфологические нормы, выберем правильные варианты форм слов. В первом случае необходимо выбрать форму диспетчеры, которая имеет окончание -ы в именительном падеже множественном числе. Во втором случае правильной формой будет бухгалтеры, потому что это существительное также имеет окончание -ы в именительном падеже множественном числе. |
Выбери форму, которую нужно использовать в предложении. Акакий Акакиевич, поняв, в чём дело, решил, что шинель нужно будет отнести к Петровичу, портному, жившему где-то на четвёртом этаже, который, несмотря на свой кривой глаз и рябизну по всему лицу, занимался довольно удачно починкой чиновничьих и всяких других шаровар и фраков (По Н. Гоголю).
Шаги решения: Опираясь на морфологические нормы, выберем правильные варианты форм слов. В первом случае необходимо выбрать форму поняв, которая образуется от глагола совершенного вида с помощью суффикса -в-. Во втором случае правильной формой будет шаровар, потому что это существительное в родительном падеже множественном числе имеет нулевое окончание. |
Выбери форму, которую нужно использовать в предложении. Здесь, освещённые ярким светом висящих ламп, возвышались целые горы спелых слив; стояли правильные пирамиды мандаринов, нежно золотившихся сквозь окутывающую их папиросную бумагу (По А. Куприну).
Шаги решения: Опираясь на морфологические нормы, выберем правильные варианты форм слов. В первом случае необходимо выбрать форму спелых слив, потому что это существительное, обозначающее фрукт, является одним из исключений, которое имеет нулевое окончание в родительном падеже множественном числе. Во втором случае правильной формой будет мандаринов, потому что существительные, обозначающие фрукты и овощи, обычно имеют окончание -ов в родительном падеже множественном числе. |
Купили два дивана, стол к дивану, полдюжины кресел, по случаю; заплатили сорок рублей, а мебель хорошая, рублей сто надо дать (По Н. Чернышевскому).
Шаги решения: Опираясь на морфологические нормы, выберем правильные варианты форм слов. В первом случае необходимо выбрать форму два дивана, потому что числительное два в винительном падеже в сочетании с неодушевлёнными существительными имеет форму два, а в сочетании с одушевлёнными существительными — двое. Во втором случае правильной формой будет заплатили, потому что глагол оплатить сочетается с дополнениями в винительном падеже без предлога, обозначающими объект покупки (оплатить всё; оплатить мебель); глагол заплатить сочетается с теми же дополнениями, но при наличии предлога за (заплатить за всё; заплатить за мебель), а также с дополнениями в винительном падеже без предлога, обозначающими сумму оплаты (заплатить сорок рублей). |
Выбери форму, которую нужно использовать в предложении. Через четыре года учёбы на экономическом факультете мне показалось, что легче рисовать на заказ, и я перевелась на факультет дизайна.
Шаги решения: Опираясь на морфологические нормы, выберем правильные варианты форм слов. В первом случае необходимо выбрать форму четыре года, которая может быть использована с неодушевлённым существительным мужского рода, в отличие от другого варианта — собирательного числительного. Во втором случае правильной формой будет легче, потому что если при образовании формы сравнительной степени используется вспомогательное слово более, то прилагательное не изменяется. |
Выбери форму, которую нужно использовать в предложении. Мы, трое друзей, встретились на станции и пошли к реке; к тому моменту я пробыл на холоде больше часа и совсем озяб, поэтому говорил мало и неохотно.
Шаги решения: Опираясь на морфологические нормы, выберем правильные варианты форм слов. В первом случае необходимо выбрать форму трое, которая сочетается с существительным друзей. Во втором случае правильной формой будет озяб, потому что у приставочных глаголов в форме прошедшего времени выпадает суффикс -ну-, который был в начальной форме. |
Выбери форму, которую нужно использовать в предложении. Наименее охотно на предприятие шли работать бухгалтеры, фельдшера, инженеры высокого класса, то есть именно те люди, на которых держалось производство.
Шаги решения: Опираясь на морфологические нормы, выберем правильные варианты форм слов. В первом случае необходимо выбрать форму бухгалтеры, которая имеет окончание -ы в именительном падеже множественном числе. Во втором случае правильной формой будет фельдшера, потому что это существительное в именительном падеже множественном числе имеет окончание -а. |
Раздели предложенные слова на две группы: в левую колонку перенеси правильные формы, а в правую — неправильные формы слов.
Правильно | Неправильно |
рагу из баклажанов | лучшие докторы |
нет сидений | победю в конкурсе |
самый серьёзный человек | полени для костра |
пять гектаров | сохнул на солнце |
злые сторожа | трое девушек |
менее смешная шутка | подскользнуться на льду |
пара ботинок | грозные инспектора |
тёплые свитеры | более полторы тысячи |
обгрызенный батон | бежи отсюда |
более изящный танец | куры кудахтают |
Шаги решения:
Найдём правильно образованные формы слов: рагу из баклажанов, нет сидений, самый серьёзный человек, пять гектаров, злые сторожа, менее смешная шутка, тёплые свитеры, обгрызенный батон, более изящный танец.
Неправильно образованные формы слов:
— лучшие докторы — существительное доктор в форме именительного падежа множественного числа имеет окончание —а;
— победю в конкурсе — глагол победить не имеет формы 1-го лица единственного числа;
— полени для костра — существительное полено в именительном падеже множественном числе имеет форму поленья;
— сохнул на солнце — в форме прошедшего времени у глагола нет суффикса —ну-;
— трое девушек — собирательные числительные не употребляются с существительными женского рода;
— подскользнуться на льду — глагол имеет приставку по-;
— грозные инспектора — существительное инспектор в форме именительного падежа множественного числа имеет окончание —ы;
— более полторы тысячи — числительное полторы в родительном падеже имеет форму полутора;
— бежи отсюда — в повелительном наклонении глагол имеет форму беги;
— куры кудахтают — глагол в форме 3-го лица множественного числа имеет форму кудахчут.
Запиши слово, указанное в скобках, в нужной форме (с маленькой буквы и без знаков препинания).
Много (валенки) — Много валенок (у существительного валенки в родительном падеже множественном числе нулевое окончание). |
Опытные (сторож) — Опытные сторожа (у существительного сторож в именительном падеже множественном числе окончание -а). |
Остался с(о) (40) руб. — Остался с сорока руб. (числительное 40 в творительном падеже). |
Ты (бежать), пожалуйста, скорее — Ты беги, пожалуйста, скорее (глагол бежать в форме повелительного наклонения). |
Много (ботинки) — Много ботинок (у существительного ботинки в родительном падеже множественном числе нулевое окончание). |
Опытные (редактор) — Опытные редакторы (у существительного редактор в именительном падеже множественном числе окончание -ы). |
Остался с(о) (900) руб. — Остался с девятьюстами руб. (числительное 900 в творительном падеже). |
Ты (махать), пожалуйста, скорее — Ты маши, пожалуйста, скорее (глагол махать в форме повелительного наклонения). |
Много (бриджи) — Много бриджей (у существительного бриджи в родительном падеже множественном числе окончание -ей). |
Остался с(о) (200) руб. — Остался с двумястами руб. (числительное 200 в творительном падеже). |
Ты (прополоскать), пожалуйста, скорее — Ты прополощи, пожалуйста, скорее (глагол прополоскать в форме повелительного наклонения). |
Опытные (лекарь) — Опытные лекари (у существительного лекарь в именительном падеже множественном числе окончание -и). |
Остался с(о) (600) руб. — Остался с шестьюстами руб. (числительное 600 в творительном падеже). |
Много (сапоги) — Много сапог (у существительного сапоги в родительном падеже множественном числе нулевое окончание). |
Опытные (токарь) — Опытные токари (у существительного токарь в именительном падеже множественном числе окончание -и). |
Много (кроссовки) — Много кроссовок (у существительного кроссовки в родительном падеже множественном числе нулевое окончание). |
Опытные (директор) — Опытные директора (у существительного директор в именительном падеже множественном числе окончание -а). |
Ты (глядеть), пожалуйста, скорее — Ты гляди, пожалуйста, скорее (глагол глядеть в форме повелительного наклонения). |
Ты (положить), пожалуйста, скорее — Ты положи, пожалуйста, скорее (глагол положить в форме повелительного наклонения). |
Остался с(о) (17) руб. — Остался с семнадцатью руб. (числительное 17 в творительном падеже). |
Опытные (повар) — Опытные повара (у существительного повар в именительном падеже множественном числе окончание -а). |
Ты (класть), пожалуйста, скорее — Ты клади, пожалуйста, скорее (глагол класть в форме повелительного наклонения). |
Много (носки) — Много носков (у существительного носки в родительном падеже множественном числе окончание -ов). |
Опытные (снайпер) — Много ботинок (у существительного ботинки в родительном падеже множественном числе нулевое окончание). |
Остался с(о) (100) руб. — Опытные снайперы (у существительного снайпер в именительном падеже множественном числе окончание -ы). |
Много (туфли) — Много туфель (у существительного туфли в родительном падеже множественном числе нулевое окончание). |
Ты (ехать), пожалуйста, скорее — Ты поезжай, пожалуйста, скорее (глагол ехать в форме повелительного наклонения). |
Много (брюки) — Много брюк (у существительного брюки в родительном падеже множественном числе нулевое окончание). |
Найди ошибку в образовании формы слова в предложении и запиши верный вариант (только исправленное слово с маленькой буквы и без знаков препинания).
До тысячи девятьсот пятьдесят шестого года правила русской орфографии и пунктуации не были систематизированы — тысяча Шаги решения: Следуя морфологическим нормам, найдём и исправим нарушения в образовании формы слов. В предложении неверно построено выражение до тысячи девятьсот пятьдесят шестого года, потому что в порядковых числительных склоняется только последнее слово. Нужно исправить и записать: тысяча. |
― Положьте письмо на стол и уходите, ― велела она женщине, ― да не забудьте закрыть входную дверь — положите Шаги решения: В предложении неверно построено выражение положьте на стол, потому что у глагола положить для образования повелительного наклонения используется суффикс -и . Нужно исправить и записать: положите. |
Я обратил внимание, что в полу всех кухней были вмонтированы колонки для забора воды, но так как электрического тока не было, мы ходили за водой на ближайший ручей (По С. Голицыну) — кухонь Шаги решения: Следуя морфологическим нормам, найдём и исправим нарушения в образовании формы слов. В предложении неверно построено выражение всех кухней, потому что существительное кухня в форме родительного падежа множественного числа имеет нулевое окончание. Нужно исправить и записать: кухонь. |
Отольётся она тебе с лихвою, твоя слезинка жемчужная, в долгую ночь, в горемычную ночь, когда станет грызть тебя злая кручинушка, нечистая думушка — тогда на твоё сердце горячее, все за ту же слезинку капнет тебе чья-то иная слеза, да кровавая, да не тёплая, а словно топлёный свинец; до крови белу грудь разожгёт (По Ф. Достоевскому) — разожжёт Шаги решения: В предложении неверно построено выражение слеза разожгёт, потому что у глагола разжечь в форме 3-го лица единственного числа в корне жж. Нужно исправить и записать: разожжёт. |
Но он был в беспокойстве, ерошил волосы и подпирал иногда, в тоске, обоими руками голову, положа продранные локти на залитый и липкий стол (По Ф. Достоевскому) — обеими Шаги решения: Следуя морфологическим нормам, найдём и исправим нарушения в образовании формы слов. В предложении неверно построено выражение обоими руками, потому что собирательное числительное согласуется с существительным женского рода. Нужно исправить и записать: обеими. |
Я хорошо помню лето тысячи девятьсот пятьдесят шестого года, когда мы с родителями впервые поехали на море — тысяча Шаги решения: Следуя морфологическим нормам, найдём и исправим нарушения в образовании формы слов. В предложении неверно построено выражение лето тысячи девятьсот пятьдесят шестого года, потому что в порядковых числительных склоняется только последнее слово. Нужно исправить и записать: тысяча. |
В посылке был мешок лука, два кочана капусты, три пачки макаронов, несколько коробков спичек и палка колбасы — макарон В предложении неверно построено выражение три пачки макаронов, потому что существительное макароны в форме родительного падежа множественного числа имеет нулевое окончание. Нужно исправить и записать: макарон. |
Закат — погас. Расплавились, исчезли кресты, флюгера и железные вершины башней, город стал ниже, меньше и плотнее прижался к немой земле (По М. Горькому) — башен Шаги решения: Следуя морфологическим нормам, найдём и исправим нарушения в образовании формы слов. В предложении неверно построено выражение вершины башней, потому что существительное башня в форме родительного падежа множественного числа имеет нулевое окончание. Нужно исправить и записать: башен. |
Весь следующий день провёл Иван Иванович как в лихорадке. Ему всё чудилось, что ненавистный сосед в отмщение за это, по крайней мере, подожгёт дом его (По Н. Гоголю) — подожжёт В предложении неверно построено выражение сосед подожгёт, потому что у глагола поджечь в форме 3-го лица единственного числа в корне жж. Нужно исправить и записать: подожжёт. |
Жизнь советского поэта Владимира Владимировича Маяковского трагически оборвалась в тысячу девятьсот тридцатом году — тысяча Шаги решения: Следуя морфологическим нормам, найдём и исправим нарушения в образовании формы слов. В предложении неверно построено выражение в тысячу девятьсот тридцатом году, потому что в порядковых числительных склоняется только последнее слово. Нужно исправить и записать: тысяча. |
Среди книг, лежащих на тумбочке, был словарь фразеологизмов русского языка, сборник басней Эзопа и первый том «Войны и мира» — басен Шаги решения: Следуя морфологическим нормам, найдём и исправим нарушения в образовании формы слов. В предложении неверно построено выражение сборник басней Эзопа, потому что существительное басня в форме родительного падежа множественного числа имеет нулевое окончание. Нужно исправить и записать: басен. |
Едьте немедленно и выясните, почему они отклонили наше приглашение — поезжайте Шаги решения: В предложении неверно построено выражение едьте немедленно, потому что у глагола ехать в форме повелительного наклонения всегда появляется приставка по-. Нужно исправить и записать: поезжайте. |
Внизу, глубоко под ним, ревёт, клубясь белой косматой пеной, река, в которой воды не видно, — пена, пена и пена и облака брызгов над ней (По В. Гиляровскому) — брызг Шаги решения: Следуя морфологическим нормам, найдём и исправим нарушения в образовании формы слов. В предложении неверно построено выражение облака брызгов, потому что существительное брызги в форме родительного падежа множественного числа имеет нулевое окончание. Нужно исправить и записать: брызг. |
Возьмите этот свёрток, принесите его сюда и аккуратно положьте в коробку… И побыстрей! — положите Шаги решения: В предложении неверно построено выражение положьте в коробку, потому что у глагола положить для образования повелительного наклонения используется суффикс -и . Нужно исправить и записать: положите. |
Нужно было рассчитать, сколько консервов и макаронов нам понадобится в походе; я попросил Катю позаботиться о провианте — Макарон Шаги решения: В предложении неверно построено выражение сколько макаронов, потому что существительное макароны в форме родительного падежа множественного числа имеет нулевое окончание. Нужно исправить и записать: макарон. |
Задание № 7 проверяет знание морфологических норм, т. е. умение правильно образовать форму слова в зависимости от особенностей части речи, а также умение грамотно сочетать слова друг с другом.
Пример:
в одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправь ошибку и запиши слово правильно.
ЛЯГТЕ на спину
более СЛАДКИЙ
ЗУБЬЯ пилы
пара НОСКОВ
ТРОЕ учениц
Как решать это задание?
1. Определи часть речи выделенного слова.
Если это:
существительное — проверь правильность образования форм множественного числа (именительного или родительного падежа);
прилагательное/наречие — убедись, что простая и сложная формы степеней сравнения не смешаны; проверь род прилагательного, которое согласуется с существительным;
местоимение — проверь начальную н- в личных местоимениях 3-го лица; убедись в правильности формы притяжательного местоимения;
числительное — определи, количественное оно или порядковое (в количественном склоняются все слова, а в порядковом — только последнее); проверь форму, образованную при склонении; если собирательное числительное — обрати внимание на существительное, с которым оно употребляется;
глагол — обрати внимание на правильность образования формы повелительного наклонения / личных форм настоящего времени / форм прошедшего времени с суффиксом -ну-;
причастие или деепричастие — выясни, от глагола какого вида образовано и с помощью какого суффикса.
Лягте (на спину) — это глагол в повелительном наклонении. Образован верно.
(Более) сладкий — это прилагательное в сравнительной степени. Использовано вспомогательное слово более, а само прилагательное употреблено в начальной форме. Образовано верно.
Зубья (пилы) — это существительное в именительном падеже, множественном числе. Встречается похожая форма зубы (как часть челюсти). В предложенном контексте использовано верно.
(Пара) носков — это существительное в родительном падеже множественного числа. Окончание -ов у этого слова является правильным.
Трое (учениц) — это собирательное числительное, которое употреблено вместе с существительным, обозначающим лиц женского пола, что является нарушением нормы (собирательные числительные могут сочетаться с названиями лиц только мужского пола). Это неправильная форма.
2. Исправь неправильный вариант и запиши в ответе верную форму.
Обрати внимание!
Исправляй только выделенное заглавными буквами слово.
Например:
актёр более ИЗВЕСТНЕЕ — это неправильная форма степени сравнения.
В ответе нужно записать известный (а не более известный), потому что выделено только прилагательное.
Трое нужно исправить на три (изменить разряд числительного).
Ответ: три.
За правильно выполненное задание даётся 1 балл. Если ты допустишь ошибку — выставляется 0 баллов.
При выполнении заданий «Как на ЕГЭ» записывай ответ в точном соответствии с экзаменационными требованиями!
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка при образовании формы слова. Исправь ошибку и запиши слово правильно:
ЛЕЧЕБНЫЙ шампунь; ЧЕТВЕРО работников; опытные ШОФЁРЫ; КАТЕРА в бухте; ПЕКЁШЬ пирог.
Ответ: печёшь Шаги решения: Найдём слово, образованное с нарушением морфологических норм. Неправильно образована форма глагола 2-го лица единственного числа пекёшь. Правильный вариант: печёшь.
|
более ДЛИННАЯ дорога; с ДВУМЯСТАМИ рублями; нет РУЖЕЙ; КАТЕРА в бухте; ЛЯЖЬ удобнее.
Ответ: ляг Шаги решения: Найдём слово, образованное с нарушением морфологических норм. Неправильно образована форма глагола в повелительном наклонении ляжь. Правильный вариант: ляг.
|
ТРИ актрисы; самая ПЛОХАЯ работа; МАХАЕШЬ флагом; ПРОПУСКИ уроков; нет ПОЛОТЕНЕЦ.
Ответ: машешь Шаги решения: Найдём слово, образованное с нарушением морфологических норм. Неправильно образована форма глагола 2-го лица единственного числа махаешь. Правильный вариант: машешь.
|
котёнок МЯУЧИТ; с ДВУМЯСТАМИ рублями; более ДЛИННАЯ дорога; пять ТОМАТОВ; много БАСЕН.
Ответ: мяукает Шаги решения: Найдём слово, образованное с нарушением морфологических норм. Неправильно образована форма глагола 3-го лица единственного числа мяучит. Правильный вариант: мяукает.
|
ГОРЯЧИЙ кофе; ТРЁХСОТ машин; опытные ШОФЁРЫ; КАТЕРА в бухте; РАЗЪЕХАЙСЯ быстрее.
Ответ: разъезжайся Шаги решения: Найдём слово, образованное с нарушением морфологических норм. Неправильно образована форма глагола в повелительном наклонении разъехайся. Правильный вариант: разъезжайся.
|
ГОРЯЧИЙ кофе; ЧЕТВЕРО работников; нет РУЖЕЙ; КУРЫ-несушки; ПЛЕСКАЕТСЯ в воде.
Ответ: плещется Шаги решения: Найдём слово, образованное с нарушением морфологических норм. Неправильно образована форма глагола 3-го лица единственного числа плескается. Правильный вариант: плещется.
|
НАСМЕХАТЬСЯ над другом ЭКЗОТИЧЕСКИЙ какаду ГРОМЧЕ всех не МАШИ пять ДЕРЕВЕЦ
Ответ: деревцев Шаги решения: Найдём слово с нарушением морфологических норм. Неправильно образована форма существительного в родительном падеже множественном числе деревец. Правильный вариант — деревцев.
|
ЭКЗОТИЧЕСКИЙ какаду он ОКРЕП после СУМЕРКОВ кот МУРЛЫЧЕТ самый ЖЁСТКИЙ
Ответ: сумерек Шаги решения: Найдём слово с нарушением морфологических норм. Неправильно образована форма существительного в родительном падеже множественном числе сумерков. Правильный вариант — сумерек.
|
салат из КОРЕНИЙ ЭКЗОТИЧЕСКИЙ какаду НАСМЕХАТЬСЯ над другом он ЖЖЁТ БЕРЕЖНЕЕ других
Ответ: кореньев Шаги решения: Найдём слово с нарушением морфологических норм. Неправильно образована форма существительного в родительном падеже множественном числе корений. Правильный вариант — кореньев.
|
он ПРОМОК ЭКЗОТИЧЕСКИЙ какаду ГРОМЧЕ всех ЗАКОНЧИТЬ работу серых БУДЕН
Ответ: будней Шаги решения: Найдём слово с нарушением морфологических норм. Неправильно образована форма существительного в родительном падеже множественном числе буден. Правильный вариант — будней.
|
пять ДЕЦИБЕЛОВ ПРАВАЯ тапка НАСМЕХАТЬСЯ над другом кот МУРЛЫЧЕТ более ПОЛЕЗНЫЙ
Ответ: децибел Шаги решения: Найдём слово с нарушением морфологических норм. Неправильно образована форма существительного в родительном падеже множественном числе децибелов. Правильный вариант — децибел.
|
более ВЫСОКИЙ кот МУРЛЫЧЕТ левая ТУФЛЯ урожай АПЕЛЬСИН НАСМЕХАТЬСЯ над другом
Ответ: апельсинов Шаги решения: Найдём слово с нарушением морфологических норм. Неправильно образована форма существительного в родительном падеже множественном числе апельсин. Правильный вариант — апельсинов.
|
пара ТУФЛЕЙ АБРИКОСОВОЕ повидло ПОСКОЛЬЗНУТЬСЯ и упасть он ЖЖЁТ более ВЫСОКИЙ
Ответ: туфель Шаги решения: Найдём слово с нарушением морфологических норм. Неправильно образована форма существительного в родительном падеже множественном числе туфлей. Правильный вариант — туфель.
|
АБРИКОСОВОЕ повидло НАСМЕХАТЬСЯ над другом семь АРШИНОВ не МАШИ более ВЫСОКИЙ
Ответ: аршин Шаги решения: Найдём слово с нарушением морфологических норм. Неправильно образована форма существительного в родительном падеже множественном числе аршинов. Правильный вариант — аршин.
|
КЛАДИ в сумку двести двадцать ВОЛЬТ нет БЛЮДЕЦ КОНТЕЙНЕРЫ с грузом ОБОИ партнёры
Ответ: оба Шаги решения: Найдём слово с нарушением морфологических норм. Неправильно образована форма собирательного числительного обои. Правильный вариант — оба.
|
КЛАДИ в сумку двести двадцать ВОЛЬТ горка ОЛАДИЙ КОНТЕЙНЕРЫ с грузом ПЯТЕРО коров
Ответ: пять Шаги решения: Найдём слово с нарушением морфологических норм. Неправильно образована форма числительного пятеро. Правильный вариант — пять.
|
нет КОЧЕРЁГ ПОЛОЖИ на полку более ИНТЕРЕСНЕЕ читать МЕСЯЦЫ ожиданий много СОЛЕНИЙ
Ответ: интересно Шаги решения: Найдём слово с нарушением морфологических норм. Неправильно образована форма наречия в сравнительной степени интереснее. Правильный вариант — интересно.
|
рассказ более УВЛЕКАТЕЛЬНЕЕ ДОНЬЯ вёдер ПОЛОЖИ на полку жареные ОКОРОКА пара НОСКОВ
Ответ: увлекательный Шаги решения: Найдём слово с нарушением морфологических норм. Неправильно образована форма прилагательного в сравнительной степени увлекательнее. Правильный вариант — увлекательный.
|
много АРМЯН по ОБОИМ причинам делить на СЛОГИ ГЛЯДИТЕ в окно пара НОСКОВ
Ответ: обеим Шаги решения: Найдём слово с нарушением морфологических норм. Неправильно образована форма собирательного числительного обоим. Правильный вариант — обеим.
|
они БЕРЕГУТ много БОЛГАР нет БЛЮДЕЦ КОНТЕЙНЕРЫ с грузом ТРОЕ актрис
Ответ: трёх Шаги решения: Найдём слово с нарушением морфологических норм. Неправильно образована форма числительного трое. Правильный вариант — трёх.
|
КЛАДИ в сумку ДОНЬЯ вёдер ОБГРЫЗЕННОЕ яблоко МЕСЯЦЫ ожиданий самый СИЛЬНЕЙШИЙ
Ответ: сильный Шаги решения: Найдём слово с нарушением морфологических норм. Неправильно образована форма прилагательного в превосходной степени сильнейший. Правильный вариант — сильный.
|
ОБЕИМ сторонам подписать ДОГОВОРА ЛЯГ на спину КРАСИВЫЙ тюль ДИРЕКТОРА магазинов
Ответ: договоры Шаги решения: Найдём слово с нарушением морфологических норм. Неправильно образована форма существительного в именительном падеже множественном числе договора. Правильный вариант — договоры.
|
БОЛЬНАЯ мозоль нет СОРОКА рублей опытные ШОФЁРЫ ПОЕЗЖАЙ утром новые ТРАКТОРА
Ответ: тракторы Шаги решения: Найдём слово с нарушением морфологических норм. Неправильно образована форма существительного в именительном падеже множественном числе трактора. Правильный вариант — тракторы.
|
не хватает СТА рублей БОЛЬНАЯ мозоль блюдо из ПОМИДОР ПОЕЗЖАЙ утром ответственные ТРЕНЕРЫ
Ответ: помидоров Шаги решения: Найдём слово с нарушением морфологических норм. Неправильно образована форма существительного в родительном падеже множественном числе помидор. Правильный вариант — помидоров.
|
связали СВИТЕРЫ ПОЕЗЖАЙ утром по ОБЕ стороны килограмм БАКЛАЖАН книга ИНТЕРЕСНЕЕ фильма
Ответ: баклажанов Шаги решения: Найдём слово с нарушением морфологических норм. Неправильно образована форма существительного в родительном падеже множественном числе баклажан. Правильный вариант — баклажанов.
|
нет БАХИЛОВ не хватает СТА рублей книга ИНТЕРЕСНЕЕ фильма ЛЯГ на спину лежат ПОЛЕНЬЯ
Ответ: бахил Шаги решения: Найдём слово с нарушением морфологических норм. Неправильно образована форма существительного в родительном падеже множественном числе бахилов. Правильный вариант — бахил.
|
КРАСИВЫЙ тюль нет СОРОКА рублей ответственные ТРЕНЕРЫ не ТРОГАЙ горячее опытные БУХГАЛТЕРА
Ответ: бухгалтеры Шаги решения: Найдём слово с нарушением морфологических норм. Неправильно образована форма существительного в именительном падеже множественном числе бухгалтера. Правильный вариант — бухгалтеры.
|
не хватает СТА рублей пара ЧУЛКОВ ЛЯГ на спину ЯБЛОЧНОЕ повидло ДИРЕКТОРА магазинов
Ответ: чулок Шаги решения: Найдём слово с нарушением морфологических норм. Неправильно образована форма существительного в родительном падеже множественном числе чулков. Правильный вариант — чулок.
|
ЯБЛОЧНОЕ повидло ОБА варианта опытные ШОФЁРЫ ЛЯГТЕ на кушетку пара ШОРТОВ
Ответ: шорт Шаги решения: Найдём слово с нарушением морфологических норм. Неправильно образована форма существительного в родительном падеже множественном числе шортов. Правильный вариант — шорт. |
Поделиться:
Напишите нам:
Поиск по сайту: