1. Лексика как раздел языкознания
1.1. Омонимы: виды и особенности употребления
1.1.1. Неточности в употреблении омонимов
1.1.2. Омонимы и их значения
1.1.3. Омофоны, омографы, омоформы
1.1.4. Омонимы
1.1.5. Омонимия
1.1.6. Значения омонимов
1.1.7. Виды омонимии
1.1.8. Тренировка темы ЕГЭ. Лексические отношения
1.2. Особенности употребления паронимов
1.2.1. Паронимические пары
1.2.2. Паронимы «одеть»/«надеть»
1.2.3. Выбор паронимов
1.2.4. Паронимические ряды
1.2.5. Словосочетания с паронимами
1.2.6. Исправление ошибок при смешении паронимов
1.2.7. Паронимы
1.2.8. Тренировка темы ЕГЭ. Выбери пароним
1.2.9. Тренировка темы ЕГЭ. Выпиши пароним
1.2.10. Тренировка темы ЕГЭ. Заполни пустые клетки
1.2.11. Тренировка темы ЕГЭ. Какое слово подходит?
1.2.12. Тренировка темы ЕГЭ. Проверь паронимы
1.2.13. Тренировка темы ЕГЭ. Выбери слово по значению
1.2.14. Как на ЕГЭ (1). Различение паронимов
1.3. Синонимы: виды и особенности употребления
1.3.1. Лишнее слово
1.3.2. Нахождение доминанты
1.3.3. Цветовые синонимы
1.3.4. Поиск синонимов
1.3.5. Ввод слов в предложение
1.3.6. Стилистическая окраска синонимов
1.3.7. Редактирование текста
1.3.8. Исправление ошибок
1.3.9. Тренировка темы ЕГЭ. Соедини слова и значения
1.3.10. Тренировка темы ЕГЭ. Лексические отношения
1.3.11. Тренировка темы ЕГЭ. Значение фразеологизмов
1.3.12. Тренировка темы ЕГЭ. Какое слово?
1.4. Антонимы: виды и особенности употребления
1.4.1. Однокорневые и разнокорневые антонимы
1.4.2. Антонимические пары
1.4.3. Контекстуальные антонимы
1.4.4. Антонимы в пословицах и поговорках
1.4.5. Многозначные слова и их антонимы
1.4.6. Антитеза и оксюморон
1.4.7. Тренировка темы ЕГЭ. Лексические отношения
1.4.8. Тренировка темы ЕГЭ. Деление слов по происхождению и употреблению
1.5. Пассивная лексика
1.5.1. Активная и пассивная лексика
1.5.2. Устаревшие слова
1.5.3. Авторские неологизмы
1.5.4. Архаизмы и историзмы
1.5.5. Речевые ошибки
1.5.6. Архаизмы
1.5.7. Речевые ошибки
1.5.8. Тренировка темы ЕГЭ. Слова из разных групп
1.5.9. Тренировка темы ЕГЭ. Прямое и переносное значение
1.5.10. Тренировка темы ЕГЭ. Лексические отношения
1.5.11. Тренировка темы ЕГЭ. Значение фразеологизмов
1.5.12. Тренировка темы ЕГЭ. Употребление фразеологизмов
1.5.13. Тренировка темы ЕГЭ. Деление слов по происхождению и употреблению
1.5.14. Как решать задание ЕГЭ
1.5.15. Как на ЕГЭ (1). Поиск слова по значению и употреблению
1.5.16. Как на ЕГЭ (2). Поиск слова по значению и употреблению
1.5.17. Как на ЕГЭ (3). Поиск слова по значению и употреблению
1.5.18. Как на ЕГЭ (4). Поиск слова по значению и употреблению
2.1 Орфоэпия
2.1.1 Задание на расстановку ударений (1)
2.1.2 Задание на расстановку ударений (2)
2.1.3 Какой из вариантов правильный?
2.1.4 Какой из вариантов произнесения слова правильный?
2.1.5 Ударение в глаголах прошедшего времени
2.1.6 Куда падает ударение в сочетании существительного с предлогом?
2.1.7 Ударение в кратких прилагательных
2.1.8 Тренировка темы ЕГЭ. На какой слог падает ударение?
2.1.9 Тренировка темы ЕГЭ. Проверь ударение
3. Морфемика и словообразование
3.1. Состав слова
3.2. Словообразование и формообразование
4.1 Правописание гласных
4.2 Правописание гласных после шипящих и Ц
4.3 Правописание согласных
6.1 Предлог как служебная часть
6.1.1 Непроизводные и производные предлоги
6.1.2 Предлог и другие части речи
6.1.3 Части речи
6.1.4 Культура речи
6.1.5 Разряды предлогов
6.1.6 Предлог или другая часть речи
6.1.7 Предлоги-синонимы
6.1.8 Употребление предлогов
6.1.9 Стилистическая принадлежность предлогов
6.1.10 Решение пунктуационных задач
6.1.11 Морфологический разбор предлога
6.2. Правописание предлогов
6.2.1 Нахождение ошибок
6.2.2 Падежные окончания
6.2.3 Редактирование
6.2.4 Слитно, раздельно, через дефис
6.2.5 Созвучные слова
6.2.6 Части речи (2)
6.2.7 Решение орфографических задач
6.2.8 Решение орфографических и пунктуационных задач
6.2.9 Решение задач
6.2.10 Тренировка темы ЕГЭ. Найди слово
6.2.11 Тренировка темы ЕГЭ. Как пишется слово?
6.2.12 Тренировка темы ЕГЭ. Производные предлоги
6.2.13 Тренировка темы ЕГЭ. Определи часть речи и напиши правильно
6.2.14 Как решать задание ЕГЭ
6.2.15 Как на ЕГЭ (1). Написание слов слитно, раздельно, через дефис
6.3 Частицы
6.4 Союз. Союзные слова
6.5 Междометия. Звукоподражательные слова
1. Лексика как раздел языкознания
1.1. Омонимы: виды и особенности употребления
1.1.1. Неточности в употреблении омонимов
1.1.2. Омонимы и их значения
1.1.3. Омофоны, омографы, омоформы
1.1.4. Омонимы
1.1.5. Омонимия
1.1.6. Значения омонимов
1.1.7. Виды омонимии
1.1.8. Тренировка темы ЕГЭ. Лексические отношения
1.2. Особенности употребления паронимов
1.2.1. Паронимические пары
1.2.2. Паронимы «одеть»/«надеть»
1.2.3. Выбор паронимов
1.2.4. Паронимические ряды
1.2.5. Словосочетания с паронимами
1.2.6. Исправление ошибок при смешении паронимов
1.2.7. Паронимы
1.2.8. Тренировка темы ЕГЭ. Выбери пароним
1.2.9. Тренировка темы ЕГЭ. Выпиши пароним
1.2.10. Тренировка темы ЕГЭ. Заполни пустые клетки
1.2.11. Тренировка темы ЕГЭ. Какое слово подходит?
1.2.12. Тренировка темы ЕГЭ. Проверь паронимы
1.2.13. Тренировка темы ЕГЭ. Выбери слово по значению
1.2.14. Как на ЕГЭ (1). Различение паронимов
1.3. Синонимы: виды и особенности употребления
1.3.1. Лишнее слово
1.3.2. Нахождение доминанты
1.3.3. Цветовые синонимы
1.3.4. Поиск синонимов
1.3.5. Ввод слов в предложение
1.3.6. Стилистическая окраска синонимов
1.3.7. Редактирование текста
1.3.8. Исправление ошибок
1.3.9. Тренировка темы ЕГЭ. Соедини слова и значения
1.3.10. Тренировка темы ЕГЭ. Лексические отношения
1.3.11. Тренировка темы ЕГЭ. Значение фразеологизмов
1.3.12. Тренировка темы ЕГЭ. Какое слово?
1.4. Антонимы: виды и особенности употребления
1.4.1. Однокорневые и разнокорневые антонимы
1.4.2. Антонимические пары
1.4.3. Контекстуальные антонимы
1.4.4. Антонимы в пословицах и поговорках
1.4.5. Многозначные слова и их антонимы
1.4.6. Антитеза и оксюморон
1.4.7. Тренировка темы ЕГЭ. Лексические отношения
1.4.8. Тренировка темы ЕГЭ. Деление слов по происхождению и употреблению
1.5. Пассивная лексика
1.5.1. Активная и пассивная лексика
1.5.2. Устаревшие слова
1.5.3. Авторские неологизмы
1.5.4. Архаизмы и историзмы
1.5.5. Речевые ошибки
1.5.6. Архаизмы
1.5.7. Речевые ошибки
1.5.8. Тренировка темы ЕГЭ. Слова из разных групп
1.5.9. Тренировка темы ЕГЭ. Прямое и переносное значение
1.5.10. Тренировка темы ЕГЭ. Лексические отношения
1.5.11. Тренировка темы ЕГЭ. Значение фразеологизмов
1.5.12. Тренировка темы ЕГЭ. Употребление фразеологизмов
1.5.13. Тренировка темы ЕГЭ. Деление слов по происхождению и употреблению
1.5.14. Как решать задание ЕГЭ
1.5.15. Как на ЕГЭ (1). Поиск слова по значению и употреблению
1.5.16. Как на ЕГЭ (2). Поиск слова по значению и употреблению
1.5.17. Как на ЕГЭ (3). Поиск слова по значению и употреблению
1.5.18. Как на ЕГЭ (4). Поиск слова по значению и употреблению
2.1 Орфоэпия
2.1.1 Задание на расстановку ударений (1)
2.1.2 Задание на расстановку ударений (2)
2.1.3 Какой из вариантов правильный?
2.1.4 Какой из вариантов произнесения слова правильный?
2.1.5 Ударение в глаголах прошедшего времени
2.1.6 Куда падает ударение в сочетании существительного с предлогом?
2.1.7 Ударение в кратких прилагательных
2.1.8 Тренировка темы ЕГЭ. На какой слог падает ударение?
2.1.9 Тренировка темы ЕГЭ. Проверь ударение
3. Морфемика и словообразование
3.1. Состав слова
3.2. Словообразование и формообразование
4.1 Правописание гласных
4.2 Правописание гласных после шипящих и Ц
4.3 Правописание согласных
6.1 Предлог как служебная часть
6.1.1 Непроизводные и производные предлоги
6.1.2 Предлог и другие части речи
6.1.3 Части речи
6.1.4 Культура речи
6.1.5 Разряды предлогов
6.1.6 Предлог или другая часть речи
6.1.7 Предлоги-синонимы
6.1.8 Употребление предлогов
6.1.9 Стилистическая принадлежность предлогов
6.1.10 Решение пунктуационных задач
6.1.11 Морфологический разбор предлога
6.2. Правописание предлогов
6.2.1 Нахождение ошибок
6.2.2 Падежные окончания
6.2.3 Редактирование
6.2.4 Слитно, раздельно, через дефис
6.2.5 Созвучные слова
6.2.6 Части речи (2)
6.2.7 Решение орфографических задач
6.2.8 Решение орфографических и пунктуационных задач
6.2.9 Решение задач
6.2.10 Тренировка темы ЕГЭ. Найди слово
6.2.11 Тренировка темы ЕГЭ. Как пишется слово?
6.2.12 Тренировка темы ЕГЭ. Производные предлоги
6.2.13 Тренировка темы ЕГЭ. Определи часть речи и напиши правильно
6.2.14 Как решать задание ЕГЭ
6.2.15 Как на ЕГЭ (1). Написание слов слитно, раздельно, через дефис
6.3 Частицы
6.4 Союз. Союзные слова
6.5 Междометия. Звукоподражательные слова
Выпиши из предложений устаревшие слова (в начальной форме). Архаизмами или историзмами они являются?
Пример:
«Счастья алтыном не купишь»
алтын — историзм.
Прощай, утешайся — да помни меня. Вы, отроки-други, возьмите коня… (А. Пушкин)
Отроки-други — архаизм
Вот он остановился на крыльце, скинул шелом свой, украшенный веткою и пером попугая, утёр платком лицо своё и остановился на крыльце… (И. Лажечников)
Шелом — архаизм
Собрались на вече старые и молодые мужи Великого Новгорода, с нетерпением ждут, что скажет им Олег (В. Губарев)
Мужи — историзм
Решение:
1. Читаем предложение.
2. Находим устаревшее, редко употребляющееся слово.
3. Решаем, историзмом или архаизмом оно является:
— если слово вышло из активного употребления в связи с тем, что стало неактуальным обозначенное им понятие, то это историзм.
— если слово вышло из активного употребления, но у него есть современный синоним, то это архаизм.
Пример:
«Вдруг толпа раздалась в обе стороны —
И выходит Степан Парамонович,
Молодой купец, удалой боец,
По прозванию Калашников
(М. Лермонтов)».
Находим устаревшее слово — купец. Слово «купец» вышло из активного употребления в связи с тем, что стало неактуальным обозначенное им понятие, поэтому оно является историзмом.
«Прощай, утешайся — да помни меня. Вы, отроки-други, возьмите коня… (А. Пушкин)».
Слово «отрок» устаревшее. Так как в современном языке у него есть синоним — подросток, то слово «отрок» является архаизмом.
Слова уходят из языка по разным причинам. Одни из них забываются, как только исчезает из жизни какое-то явление, предмет. Такие слова называются историзмами.
Историзмы — это слова, называющие вышедшие из обихода явления, предметы или понятия.
Пример:
конка — городская железная дорога с конной тягой;
локоть — мера длины;
боярин — представитель высшего сословия феодалов (на Руси IX в. — начала XVIII в.).
Другие слова забываются, если для называния того же предмета, признака, действия появляются новые слова. Такие слова называются архаизмами.
Архаизмы — это слова, вышедшие из употребления и заменённые новыми.
Пример:
лицедей — актёр; пиит — поэт; тук — жир.
У историзмов в современном языке нет синонимов, а у архаизмов есть.
Пример:
ланиты — щёки; очи — глаза.
Пусть прячутся лисицы в норы, услышав твой прекрасный рёв… Пиит, ты написал пророческие строки! (А. Ладинский)
Пиит — архаизм
― Здравствуйте, отче, ― вдруг громко воскликнул он, протягивая руку (Е. Радов)
Отче — архаизм
Вдруг толпа раздалась в обе стороны —
И выходит Степан Парамонович,
Молодой купец, удалой боец,
По прозванию Калашников
(М. Лермонтов)
Купец — историзм
Решение:
1. Читаем предложение.
2. Находим устаревшее, редко употребляющееся слово.
3. Решаем, историзмом или архаизмом оно является:
— если слово вышло из активного употребления в связи с тем, что стало неактуальным обозначенное им понятие, то это историзм.
— если слово вышло из активного употребления, но у него есть современный синоним, то это архаизм.
Пример:
«Собрались на вече старые и молодые мужи Великого Новгорода, с нетерпением ждут, что скажет им Олег (В. Губарев)».
Находим устаревшее слово — вече. Слово «вече» вышло из активного употребления в связи с тем, что стало неактуальным обозначенное им понятие, поэтому оно является историзмом.
«Пусть прячутся лисицы в норы, услышав твой прекрасный рёв… Пиит, ты написал пророческие строки! (А. Ладинский)».
Слово «пиит» устаревшее. Так как в современном языке у него есть синоним — поэт, то слово «пиит» является архаизмом.
Слова уходят из языка по разным причинам. Одни из них забываются, как только исчезает из жизни какое-то явление, предмет. Такие слова называются историзмами.
Историзмы — это слова, называющие вышедшие из обихода явления, предметы или понятия.
Пример:
конка — городская железная дорога с конной тягой;
локоть — мера длины;
боярин — представитель высшего сословия феодалов (на Руси IX в. — начала XVIII в.).
Другие слова забываются, если для называния того же предмета, признака, действия появляются новые слова. Такие слова называются архаизмами.
Архаизмы — это слова, вышедшие из употребления и заменённые новыми.
Пример:
лицедей — актёр; пиит — поэт; тук — жир.
У историзмов в современном языке нет синонимов, а у архаизмов есть.
Пример:
ланиты — щёки; очи — глаза.
Его немного удивило, что Пушкин вовсе не скрывал этого ― как гусар, охотно говорил об этой любви, об этой молодой вдове (Ю. Тынянов)
Гусар — историзм
Заглушая рыдания, я рассказывал, как мне было тяжело, какое ужасное место наше «высшее отделение», отчаянная бурса и вообще все училищные порядки (Д. Мамин-Сибиряк)
Бурса – историзм
Вслед за нею лекарь вошёл, пощупал у Наташи пульс и объявил по-латыни, а потом и по-русски, что опасность миновала (А. Пушкин)
Лекарь — архаизм
Решение:
1. Читаем предложение.
2. Находим устаревшее, редко употребляющееся слово.
3. Решаем, историзмом или архаизмом оно является:
— если слово вышло из активного употребления в связи с тем, что стало неактуальным обозначенное им понятие, то это историзм.
— если слово вышло из активного употребления, но у него есть современный синоним, то это архаизм.
Пример:
«Я ему сейчас вот говорил: «Карамазовы не подлецы, а философы, потому что все настоящие русские люди философы, а ты хоть и учился, а не философ, ты смерд» (Ф. Достоевский).».
Находим устаревшее слово — смерд. Слово «смерд» вышло из активного употребления в связи с тем, что стало неактуальным обозначенное им понятие, поэтому оно является историзмом.
«Вслед за нею лекарь вошёл, пощупал у Наташи пульс и объявил по-латыни, а потом и по-русски, что опасность миновала (А. Пушкин)».
Слово «лекарь» устаревшее. Так как в современном языке у него есть синоним — врач, то слово «лекарь» является архаизмом.
Слова уходят из языка по разным причинам. Одни из них забываются, как только исчезает из жизни какое-то явление, предмет. Такие слова называются историзмами.
Историзмы — это слова, называющие вышедшие из обихода явления, предметы или понятия.
Пример:
конка — городская железная дорога с конной тягой;
локоть — мера длины;
боярин — представитель высшего сословия феодалов (на Руси IX в. — начала XVIII в.).
Другие слова забываются, если для называния того же предмета, признака, действия появляются новые слова. Такие слова называются архаизмами.
Архаизмы — это слова, вышедшие из употребления и заменённые новыми.
Пример:
лицедей — актёр; пиит — поэт; тук — жир.
У историзмов в современном языке нет синонимов, а у архаизмов есть.
Пример:
ланиты — щёки; очи — глаза.
Я всегда знал, что моя цена небольшая ― примерно в двугривенный, а сегодня мне и вовсе глаза открыли (Б. Акунин)
Двугривенный — историзм
Я ему сейчас вот говорил: «Карамазовы не подлецы, а философы, потому что все настоящие русские люди философы, а ты хоть и учился, а не философ, ты смерд» (Ф. Достоевский).
Смерд — историзм
В его глазах всегда был нервический блеск, они постоянно искали объект недоброжелательства и, только найдя его, вдохновенно загорались (Е. Евтушенко)
Нервический — архаизм
Меншиков наклонился к Нарышкину, сказал нарочно испуганным голосом: ― Потонем, боярин, ей-ей потонем (Ю. Герман)
Боярин — историзм
Решение:
1. Читаем предложение.
2. Находим устаревшее, редко употребляющееся слово.
3. Решаем, историзмом или архаизмом оно является:
— если слово вышло из активного употребления в связи с тем, что стало неактуальным обозначенное им понятие, то это историзм.
— если слово вышло из активного употребления, но у него есть современный синоним, то это архаизм.
Пример:
«Я ему сейчас вот говорил: «Карамазовы не подлецы, а философы, потому что все настоящие русские люди философы, а ты хоть и учился, а не философ, ты смерд» (Ф. Достоевский).».
Находим устаревшее слово — смерд. Слово «смерд» вышло из активного употребления в связи с тем, что стало неактуальным обозначенное им понятие, поэтому оно является историзмом.
«Прощай, утешайся — да помни меня. Вы, отроки-други, возьмите коня… (А. Пушкин)».
Слово «отрок» устаревшее. Так как в современном языке у него есть синоним — подросток, то слово «отрок» является архаизмом.
Слова уходят из языка по разным причинам. Одни из них забываются, как только исчезает из жизни какое-то явление, предмет. Такие слова называются историзмами.
Историзмы — это слова, называющие вышедшие из обихода явления, предметы или понятия.
Пример:
конка — городская железная дорога с конной тягой;
локоть — мера длины;
боярин — представитель высшего сословия феодалов (на Руси IX в. — начала XVIII в.).
Другие слова забываются, если для называния того же предмета, признака, действия появляются новые слова. Такие слова называются архаизмами.
Архаизмы — это слова, вышедшие из употребления и заменённые новыми.
Пример:
лицедей — актёр; пиит — поэт; тук — жир.
У историзмов в современном языке нет синонимов, а у архаизмов есть.
Пример:
ланиты — щёки; очи — глаза.
Поделиться:
Напишите нам:
Поиск по сайту: